Стройся!!! Строительство, материалы, технология, дизайн каминов, печей, барбекю   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Изразцы для облицовки печей

(Изготовление изразца)

Многие, почти ушедшие обычаи давних времен сегодня вновь обретают жизнь. Один из них — украшение печей или каминов, керамическими плитками — изразцами. Оформление каминов и печей изразцами — это традиционно русское представление о красоте в интерьере.

В X-XI вв. гончарные мастерские на Руси изготавливали изразцы для облицовки печей, правда, в основном для царских палат и боярских покоев. Сначала были так называемые красные изразцы из обожженной красной глины без поливы. Другое название подобных керамических изделий — терракота, что в переводе с итальянского означает«обожженная земля».

Каждый изразец украшался рельефом, оттиснутым в специальной деревянной форме. Рельефы отличались большим разнообразием изображений: сцены охоты и битв, эпизоды из сказок, басен и былин; фантастические сюжеты, например, с птицей радости Алконост или птицей печали Сирин. Однако такие изразцы были непрактичны из-за пористой структуры материала, пропускали угар в помещение, легко загрязнялись и постепенно темнели. Чтобы устранить подобные недостатки, рельефные изразцы стали покрывать слоем прозрачной глазури, обычно зеленой, так называемой муравой (помните сказочную травушку-муравушку зеленую?). Скапливаясь в углублениях рельефа более толстым слоем, зеленая полива в этих местах казалась более темной. Такая насыщенная тональность глазури в углублениях зрительно подчеркивала рельеф, придавая декоративным деталям особую выразительность.

XVII в. стал периодом расцвета русских изразцов. Вслед за муравлеными стали изготавливаться так называемые ценинные изразцы, отличавшиеся праздничным многоцветьем. Для их росписи применялись поливы пяти основных цветов: белого, желтого, коричневого, синего и зеленого. Рельефные изображения делали в виде растительных узоров из причудливых листьев, цветов и плодов с переплетающимися стеблями.

Для создания на поверхности изразца рельефного изображения применяли различные способы формовки, например, в специальных деревянных формах с вырезанным контррельефом, подобно формовке теста на пряничных досках.

Набивку формы глиняной массой ведут послойно, тщательно придавливая глину, чтобы заполнились все углубления рельефа.

Для печного изразца обязательна румпа — рамка с отверстиями на задней стороне изразца для крепления в кладке.

Тыльную поверхность будущего изразца выравнивают правильцем по обрезу заполненной формы.

Заключительная операция формовки изразца — оттиск авторского клейма.

После формовки изразец помещают в печь для просушки.

После сушки изразца форму осторожно разбирают, извлекая изразец для ретуши, устранения изъянов.

В каждой стенке румпы после сушки проделывают отверстие для крепления изразца в кладке.

При ретуши изразца приходится пользоваться и стекой, и тряпочкой, и мелкой шкуркой, и просто пальцем.

Теперь есть способ формовки и в гипсовых формах. Вначале мастер лепит глиняную (пластилиновую) модель изразца, по которой заливкой в опалубке изготавливают гипсовую форму. При правильном и осторожном обращении в одной гипсовой форме можно отформовать до сотни одинаковых изразцов.

Хорошо просушенную форму заполняют заранее приготовленной глиной. На все участки формы кладут тонкий слой мягкой глины, вдавливая ее пальцами как можно плотнее в мельчайшие углубления контррельефа. Затем накладывают и постоянно уплотняют последующие слои. Когда форма будет заполнена доверху, правильцем выравнивают тыльную сторону изразца. Если изразец — печной, то на тыльную сторону укрепляют румпу.

Связующим элементом оформления камина в стиле русского ампира служит красивая кованая люстра с витражными вставками, выполненная Я.Васильевым по эскизам О.Мельгуновой.

Кованая решетка, прикрывающая зев топки, изготовлена кузнецом Ю.Митраковым по эскизам автора камина В.Акулинского.

После высыхания набивки изразец отделяют от гипсовой формы. Ретушируют, сушат, расписывают и обжигают.
Принятие решения поставить у себя дома камин или печь, облицованную штучными изразцами авторского исполнения, — это серьезный шаг. И дело не только в материальных затратах. Появление такого объекта в помещении обязывает согласовать, в том числе по стилю и цветовой гамме интерьер в целом, включая обстановку и утварь. Бывает и наоборот, когда стиль построенного дома диктует конструкцию, форму, сюжеты и цветовую гамму отделки печи или камина.

В любом случае роль заказчика велика, так как в любом камине кроме идей автора и мастера отражается если хотите, внутренний мир хозяина. Причем, каждый камин или печь, даже сделанная по одному проекту, будет авторской работой, индивидуально отличающейся в деталях, так как не бывает двух одинаковых изразцов, даже сделанных в одной форме. Это обусловливается в том числе и природой материала, и технологическими особенностями на всех этапах изготовления изразцов: качеством и составом исходной массы, условиями сушки и обжига, составами глазурей и эмалей.

В день мастер набивает 7-10 несложных по рельефу рисунков изразцов размером 20x20 см. Чтобы сделать сложное керамическое панно, приходится набивать несколько комплектов изразцов для обжига с различными поливами, глазурями, ангобами. Только так можно добиться успеха, получить одно задуманное цветовое решение каждого изразца без брака. В подобных процессах главным становятся влюбленность в работу и тепло рук мастера.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Ссылки по теме, читайте также:




© 2000 - 2012 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект I-165-1P