Интерьерная светотехника в домашних условиях - прежде всего возможность порадовать собственный глаз
и
удивить гостей. Ведь благодаря свету можно создать совершенно неповторимую ауру помещения, выразить стиль
и
вкус его хозяина, да
и
, наконец, просто обеспечить себе хорошее настроение после рабочего дня. Наверняка каждый из нас помнит собственные впечатления, когда по-разному освещенные, одни
и
те же предметы (или комнаты) удивляли своими «метаморфозами». Художественно-декоративные возможности света особенно применимы в условиях современного частного жилья со всеми его архитектурными
и
дизайнерскими изысками. Оно, во-первых, многофункционально, а значит,
и
световая многоплановость здесь весьма актуальна, а во-вторых, свет здесь все чаще возмещает недостатки естественного освещения.
В световом дизайне интерьеров жилых помещений есть правила, позволяющие достичь наилучшего результата. Правила эти состоят в сбалансированности
и
выдержанности таких светотехнических параметров, как оптимальная освещенность; гармоничное распределение яркости света по основным поверхностям; глубокая правильная цветопередача; тенеобразование. Не стоит планировать равномерное освещение всей комнаты. В этом случае помещение теряет свои контуры, кажется скучным
и
быстро утомляет, поскольку в нем недостает напряжения
и
контраста. Правильней всего устраивать островки света за счет разных его источников. Соседство света
и
темноты будит ассоциации с природой, создает уютное настроение
и
сообщает помещению световой ритм.
Создавая свою концепцию освещения, не забывайте о том, что общая освещенность считается достаточной, если на 1 м2 площади приходится от 15 до 25 Вт мощности ламп накаливания. В других случаях уровень освещенности должен соответствовать характеру выполняемой работы. Правильное освещение не должно создавать резких переходов от тени к свету, яркого блеска поверхностей или бликов — все это вредно для зрения. Подбирайте интенсивность освещения в зависимости от цвета отделки, потому что разные цвета по-разному отражают свет.
Все эти правила работают на единственный аспект: чтобы любой световой дизайн не оказался чрезмерным грузом при длительном воздействии, не спровоцировал излишнюю напряженность
и
быструю утомляемость. Ведь как уже говорилось выше, именно освещение наиболее сильно влияет на формирование настроения. Существует множество приемов, при помощи которых можно увеличивать, сужать или расширять пространство в зависимости от поставленной цели. Вот лишь несколько правил, которые вы сможете применить на практике при световой корректировке жилых помещений:
Корректировать объем помещения можно с помощью изменения яркости света, отраженного от пола, стен
и
потолка.
Отраженный или рассеянный свет зрительно увеличивает пространство.
Максимальное освещение также способствует визуальному расширению объемов помещения.
Понизить чрезмерно высокое помещение можно с помощью источников, которые осветят стены, оставив потолок в тени.
Расположение светильников вдоль средней линии потолка сужает пространство.
При освещении больших помещений лучше всего использовать светильники прямого света.
Узкий коридор можно «исправить», если расположить светильники вдоль одной из его стен — помещение станет шире
и
приветливее.
Такого же эффекта можно добиться путем освещения стены в конце коридора.
Длинный коридор можно «обрезать» ярким поперечным светом.
Углубить перспективу коридора поможет ровный ряд однотипных светильников на потолке.
Для зрительных трансформаций можно использовать диммер — он позволит менять яркость источника света
и
, значит, световой поток, отраженный от пола, стен
и
потолка.
В выборе типа освещения
и
самого его «предметного» носителя важно руководствоваться стилем всего интерьерного замысла. Особенно это касается верхних светильников (люстр). Можно, безусловно, допустить
и
некоторую эклектичность, но первое, к чему хочется призвать, — осторожность
и
длительное обдумывание при выборе. К примеру, обильно украшенная хрусталем люстра, повешенная в необставленной комнате, способна неожиданно для вас повернуть первоначальный прогрессивный замысел в сторону диванно-стеночной композиции. Массивная конструкция в средневековом стиле потребует аксессуарной поддержки, которая может зрительно сузить пространство. Затейливая стилизация под модерн может стать либо гармоничной частью интерьера, либо капризным оппонентом мебели в минималистском стиле (все зависит от цвета
и
размера светильника). Поэтому посоветуем избирать бронзу
и
хрустать лишь в случае, если вы видите свою гостиную в классическом духе. Такая люстра будет хороша в обрамлении декоративной лепнины или ее имитации (розетка, карнизы)
и
светлой мебели с круглыми спинками
и
гнутыми ножками. Главное — не перенасыщать гостиную предметами
и
избирать по возможности светлые тона обивки. Люстра с хрустальными подвесками, которые не закрывают ажурный рисунок каркаса, не так привередлива. Она «стерпит»
и
темную мебель,
и
натуральное дерево,
и
полупрозрачные драпировки на окнах. Кованое творение с лампами, имитирующими свечи, хорошо смотрится в загородном доме, а интерпретация «летучей мыши» в стиле хай-тек — на кухне
и
в детской. Спальня требует рассеянного света ночников с тканевыми абажурами. Как уже было сказано, здесь чрезвычайно комфортно чувствует себя модерн.
Рынок светотехники для оформления интерьеров сейчас довольно широк как по номенклатуре товаров, так
и
по предприятиям-изготовителям: начиная с известных итальянских компаний, традиционно считающихся новаторами в области разработки
и
дизайна приборов,
и
заканчивая безымянными тайваньскими умельцами, чья продукция благодаря демпинговым ценам занимает сравнительно большую долю рынка. Интересные предложения от Российских производителей можно встретить в интернете
и
на ежегодных выставках светового оборудования. Кстати, цены
и
качество нашей светотехники практически во всех случаях выглядят намного привлекательнее зарубежных аналогов, по крайней мере, она может успешно конкурировать по ценам с европейской продукцией, а по качеству — заметно превосходит тайваньскую.
Теперь относительно самых архаических светильников. Подсвечники вписываются в какой угодно интерьер, даже в том случае, если свечи в них зажигаются лишь в праздники. Форм подсвечников такое великое множество, что подобрать их для интерьера в любом стиле совсем несложно. Масляные светильники менее популярны. Но вы наверняка встречали в магазинах хрупкие стеклянные
шары
, колбы
и
т. д. — масляные свечи. В эти резервуары наливается прозрачное (или цветное) масло, в котором плавает фитиль. Еще один вид масляного светильника — ароматическая лампа. И горит, и источает целительный аромат, и пробуждает в памяти что-то трогательно-ностальгическое. Но это нравится далеко не всем, да и к освещению имеет не прямое отношение.
Освещения жилища должно быть гибким, подвижным и разнообразным. Идеально, если в нем сочетаются комфортный рассеянный и ярким направленный свет, прямой и отраженный, монохромный и полихромный. Помните, что световое оформление жилого интерьера важно не только для здоровья глаз, оно стимулирует работу головного мозга и способствует хорошему отдыху. Поэтому к подбору освещения для своей квартиры нужно подходить со всей серьезностью.
Освещение интерьера — высокое искусство, сродни живописи и графике. Но самая привлекательная черта этого искусства — то, что с помощью света можно создать праздничную атмосферу без особых усилий и больших финансовых затрат на перепланировку и дизайн помещения.