Стройся!!! Строительство, проекты домов Стекло и зеркала в интерьере   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Роспись декоративных ваз

С помощью ваз можно не только украсить интерьер, но и привнести в него нотку того стиля, в котором вы хотели бы оформить комнату. Так, для поп-арта очень важно наличие цветов — искусственных, настоящих. При этом цветы должны стоять в вазе, которая отличается яркой или необычной расцветкой и сложной формой, нередко контрастной по оттенку стоящим в ней цветам: ромашки можно поместить в вазу из черного стекла, красные розы или хризантемы — в белую матовую, васильки и незабудки будут оригинально смотреться в полупрозрачной лимонно-желтой вазе, а белые астры — в ярко-красной. На вазу может быть нанесен и какой-либо текст. Лучше всего выбирать фразы из известных произведений литературы или кино, которые стали уже крылатыми выражениями.

Для создания африканского интерьера можно использовать вазы из непрозрачного стекла с этническим рисунком. Основная цветовая гамма: белый, черный и все оттенки коричневого (от терракотового до песчаного). В качестве изображения можно выбрать фигурки животных и людей, выполненные в технике примитива, или расцветку, имитирующую окрас животных саванны (зебра, жираф, гепард, леопард). Помните, что по форме вазы должны быть простыми.

Стеклянные вазы
Стеклянные вазы

Для оформления комнаты в скандинавском стиле можно использовать тяжелые вазы из литого стекла. Желательно, чтобы их цвет сочетался с основной гаммой помещения. Для скандинавского стиля характерны холодные тона. Роспись на вазах не приветствуется. Если предполагается украшать интерьер цветами, то следует отдавать предпочтение простой и даже строгой форме. Выбирайте гладиолусы, герберы, простые полевые цветы. При этом необходимо стремиться к контрасту между цветом растений и основной гаммой интерьера. Если же вы выбрали цветы холодных оттенков (белый, синий), то их форма обязательно должна привлекать внимание (астры, хризантемы).

Декорировать вазы можно самостоятельно. Для этого применяют специальные краски, предназначенные для росписи стекла. Обычно для этих целей используется четыре типа красящих составов: глянцевые, люстровые, полировочные и пудровые.

Глянцевые смеси изготавливают на лаковой основе с добавлением органических соединений золота, серебра, палладия и платины. В результате обжига такого состава на поверхности стекла остается металлическая пленка (толщиной 0,05 — 0,1 мкм), имеющая яркий глянцевый блеск. Готовый оттенок может быть красновато-желтым, зеленовато-желтым или сходным с цветом белого золота.

Люстры также изготавливают на лаковой основе, но в качестве красителя используют органические соединения обычных металлов, благородные материалы применяют не часто. После обжига на поверхности вазы вы получите тонкую (толщиной 0,01 — 0,05 мкм) металлическую пленку яркого цвета, обладающую высоким глянцевым эффектом. Чаще всего люстровые краски дают эффект мрамора, гало (светящихся кругов), стекания и перламутра.

Люстровые и глянцевые препараты обычно наносят методом набрызга. Такая технология хорошо подходит для окрашивания больших площадей, при этом краска ложится тонким равномерным слоем и не происходит ее перерасхода. Но есть и один минус: при недостаточном умении при набрызгивании состава возможно его распыление не на декорируемый предмет, а в воздух. Это, естественно, приводит к большим тратам краски. Чтобы избежать подобной ситуации, перед началом работ потренируйтесь. Набрызг осуществляют при помощи шприца-пистолета. Внутри инструмента создается давление в 3-4 атм, и краска выдавливается через отверстие диаметром 0,2-0,4 мм. Если вы избрали именно такой способ нанесения краски, то работайте в респираторе: частицы состава, попадая в носоглотку, могут вызвать раздражение или аллергическую реакцию.

В полирующие составы входят благородные металлы и растворы органических смол, которые смешаны с твердыми, мелко протертыми связующими. Перед нанесением красителя емкость необходимо встряхнуть, чтобы твердые частицы смогли равномерно распределиться по объему. После обжига на стекле получается матовая металлическая пленка (толщиной 0,3—1 мкм), которую необходимо отполировать. Делать это можно с помощью стеклянного карандаша или мелкого речного песка. После такой обработки слой краски уплотняется и приобретает шелковисто-матовую фактуру. Как правило, используется золото, платина и палладий. Серебро применяют в основном для украшения подарочных изделий. В результате реакции с серой (нередко входит в состав красителей) образуется соединение, которое со временем темнеет. Чтобы избежать этого, изделие необходимо покрыть слоем цапонлака.

Пудры — это порошки серебра, золота и белого золота, которые различаются формой частиц. Обычно их используют для изготовления деколей. После обжига на поверхности стекла образуется полуматовый яркий рисунок. Толщина пленки обычно составляет 0,5 — 1 мкм. Какой-либо дополнительной обработки пудровые покрытия после обжига не требуют, кроме серебряных. Их, как и слой полировочного красителя, необходимо покрывать защитными лаковыми составами.

Полиры и пудру наносят с помощью кистей. Для такой работы выбирайте кисти с ворсом из меха куницы. Из-за того что полиры высыхают довольно быстро, во время работы в краску необходимо постоянно добавлять растворитель небольшими порциями.

Кроме красок, содержащих частицы благородного металла, существуют и составы, в которых используются другие красители. Широко распространены кадмиевые краски. Они бывают красного, оранжевого и желтого цветов (в том числе и различных оттенков). Обычные кадмиевые краски обладают низкой огнестойкостью, наносить их необходимо более плотным слоем. Краски с включенным компонентом стоят гораздо дороже, но и максимальная температура их обжига с 950 °С повышается до 1350 °С. Достигается это путем заключения пигмента в особую капсулу из оксида циркония.

Бескадмиевые краски бывают всех остальных цветов, кроме белого. Возможно их смешивание с кадмиевыми составами, но в этом случае максимальная температура обжига резко понижается. Среди бескадмиевых красок отдельной группой стоят пурпурные. Они могут иметь различные оттенки: от розового до коричневатого. Обычно при их производстве используются добавки золота или серебра. Обжиг пурпурных красок лучше всего проводить при температуре до 1220 °С.

Интерферентные краски и краски, дающие эффект «металлик», не содержат благородных металлов, но дают их имитацию. Интерферентные составы создают на поверхности стекла перламутровую пленку, а краски «металлик» имитируют золотые, бронзовые, серебряные и медные покрытия. Как правило, пигментные частицы имеют в таких красках вид чешуек, которые довольно плотно ложатся на стекло, придавая ему характерный блеск. Наносить такие составы можно только через растровые сетки с довольно крупными отверстиями. В противном случае чешуйчатые слои распадаются и краска не производит должного эффекта. Чтобы цвет получился более глубоким и насыщенным, наносите краски с эффектом перламутра или «металлик» только на белую или черную подложку. Комбинация таких составов с красками, содержащими частицы благородных металлов, позволит добиться интересных декоративных эффектов.

Перед началом росписи вазы ее нужно отмыть от отпечатков пальцев, пыли и других загрязнений. Не стоит использовать средства, предназначенные для ухода за стеклом и зеркалом, лучше всего промыть стекло водой или протереть смоченной в спирте тканью или замшей. Очищать вазу в посудомоечной машине также не следует. На поверхности стекла может остаться пленка моющего средства, которая значительно снижает качество рисунка.

Очищенную поверхность изделия нужно заматировать. Для этого используют различные щелочи или флюсы. После обжига последнего на стекле образуется матовая поверхность, на которой краски будут выглядеть более яркими, а составы, содержащие золото, приобретут дополнительный блеск и глубину. Краску можно наносить только на совершенно чистую и сухую поверхность. Учтите, что рисунок должен получиться как можно более непрозрачным, в противном случае пропадет большая часть декоративного эффекта. Создать непрозрачный рисунок на прозрачной основе довольно сложно, поэтому в качестве фона чаще всего используют черную или белую подложку — слой красящего состава, который наносят непосредственно под рисунок. Краски для стекла обладают малой степенью укрывистости, поэтому их необходимо наносить как можно плотнее. Растровую роспись (когда в качестве трафарета используются различные сетки) рекомендуется проводить только с использованием подложек.

С помощью различных шаблонов удобно наносить все виды красителей. Для изделий простой формы можно использовать метод шелкографии. Для этого глянцевые и полировочные составы доводят до консистенции пасты, с этой же целью используют и термические пасты.

В домашних условиях расписать вазу методом шелкографии будет довольно сложно, поэтому лучше всего воспользоваться деколями. Они представляют собой рисунок, который наносят на пропитанную водорастворимыми составами бумагу. Сверху краску покрывают слоем пленкообразователя. После полного высыхания составов бумагу размачивают в воде (можно для стойкости изображения добавить в воду 2 % адаитива) и удаляют. Затем наносят деколь на декорируемую поверхность. Делать это лучше всего с помощью мягкого тампона или резинового ракеля. Такая предосторожность нужна для того, чтобы не повредить рисунок и не загрязнить его. Чтобы изображение получилось более ярким и плотным, деколь наносят только на подложку. Затем удаляют излишки влаги с помощью сухой бумажной салфетки. Чтобы после сушки на поверхности рисунка не возник коричневый налет, вода должна быть устранена полностью, поэтому изделие оставляют до полного высыхания. Затем удаляют с поверхности рисунка защитный лак и помещают вазу в печь. Обжиг необходимо проводить при температуре 500-600 °С.

Рисунок может быть нанесен и методом растровой четырехцветной печати (нередко этот тип печати называют шелкографией). В результате смешения желтого, пурпурного и бирюзового образуются различные цвета и оттенки. Кроме этих трех базовых колеров используют еще и черный краситель. Однородность получаемого цвета зависит от количества точек на 1 см2.

Приступая к декорированию того или иного изделия из стекла, сначала необходимо выбрать рисунок, отсканировать его, обработать полученное изображение на компьютере и изготовить пленки для всех основных цветов. Для того чтобы качество изображения было довольно высоким, не стоит в качестве оригинала использовать рисунки, напечатанные на грубой шероховатой бумаге. При сканировании все недостатки материала станут заметны. Если же вы все-таки хотите использовать именно этот рисунок, то сначала сделайте с него диапозитив, а затем отсканируйте его.

При обработке рисунка необходимо выполнить следующие операции: скорректировать цвета (если в рисунке много элементов ярко-красного цвета, то такое изображение также не годится для четырехцветной печати). Если же вы все-таки выбрали именно такой рисунок, то вам придется делать дополнительную пленку для красного цвета и наносить его отдельно уже в виде готового состава; вычистить изображение; заполнить слабоинтенсивные элементы (следите за тем, чтобы на выбранном рисунке не было фрагментов с интенсивностью тона менее 10 %). При четырехцветной печати правильное нанесение краски на такие места весьма проблематично; подогнать размеры и определиться с растром - величиной ячеек сетки (от этого параметра зависит размер точек и их плотность на поверхности стекла).

Как правило, значение растра зависит от двух моментов: возможностей шелкографии (допускает до 56 точек на 1 см) и от расстояния между предметом и наблюдателем (изображение начинает восприниматься как однородное только когда на 1 см приходится не меньше 40 точек). Таким образом, величина растра колеблется в интервале 40 — 56 точек на 1 см. Глубина тона зависит от величины точек. Минимальный размер определяется параметрами сетки. Одна точка должна перекрывать несколько (3 — 4) нитей. Максимальная величина одной точки зависит от четкости контура. Но в любом случае все растровые точки должны перекрывать друг друга, образуя сплошную поверхность. Кроме количества и размеpa точек важным параметром при печати изображения на стекло является и угол растра. Бирюзовый, пурпурный и черный (если это рисующие краски) должны составлять между собой угол 30 — 40°. Фоновые краски (например, желтую) лучше всего наносить под углом 15° к рисующим. В результате всех работ у вас должны получиться пленки для четырехцветной печати.

После того как будет изготовлена пленка, можно приступать к выбору подходящего лака, красочного состава и печатной среды. При выборе краски непременно выясните, изготовлена ли она по международным стандартам и насколько различаются по оттенку краски одного цвета, выпущенные в разных партиях. Обратите внимание и на максимальное отклонение тона краски. Для качественных составов его величина бывает не больше 2. Кроме того, учитывайте максимальный размер зерна красителя. Это необходимо для определения величины ячеек сетки (параметр должен быть в 2 — 3 раза больше размера частиц).

Чтобы усилить контраст и глубину тона, используйте черную краску. Если вы производите печать на прозрачном стекле, то для избежания искажения цветов используйте белый состав. Для обеспечения лучшего качества печати применяйте специальные тиксотропные шелкографные среды и закрепляющие лаки.

После того как изображение обработано, пленки напечатаны, а краски выбраны, необходимо определиться с последовательностью печати и опробовать краски. Их необходимо наносить в такой последовательности: сначала тугоплавкие, затем легкоплавкие. При этом нужно следить за тем, чтобы эта характеристика не сильно различалась при переходе от краски к краске. Как правило, сначала наносят желтую краску, затем пурпурную или бирюзовую (это зависит только от вашего желания), и в самом конце черную. Чтобы придать поверхности рисунка глянец, на изображение можно нанести глянцевый флюс — смесь оксидов или солей металлов. Обычно этот состав не имеет цвета, но может существенно исказить оттенки рисунка. Поэтому при выборе флюса будьте очень внимательны. Если к базовым краскам необходимо добавить состав белого цвета, то начинайте печать с него, нанося тон под желтый краситель.

Чтобы пурпур и черный лучше ложились на желтый и бирюзовый, после их пропечатки нанесите слой флюса. Он закроет окрашенную поверхность и станет хорошей базой для нанесения черной и пурпурной красок.

Перед началом печати нанесите на кусочек стекла, аналогичного тому, который вы собираетесь декорировать, небольшое количество краски каждого цвета. Посмотрите, насколько чистыми получаются смеси цветов, хорошо ли краска покрывает поверхность, насколько интенсивен фон.

После окончания подготовительных работ необходимо приступить к изготовлению печатных сеток и шелкографных паст. Для нанесения краски на стекло подходят как пластиковые, так и полиэфирные сетки. При изготовлении трафарета необходимо тщательно следить за толщиной слоя эмульсии. Если он будет слишком тонким, то точки растра неравномерно распределятся по поверхности, а краски станут менее интенсивными.

После того как сетки готовы, можно приступать к созданию паст. При смешении краски со связующим веществом доля последнего должна постоянно возрастать от краски к краске. Желтую краску, которую наносят в первую очередь, необходимо как следует перемешать со связующим (в пропорции 100:55 — 65). Это упростит процесс нанесения второй краски. Паста должна иметь гомогенную консистенцию.

После создания сеток и паст можно приступать к печати. Напечатанное изображение необходимо обжечь в специальной печи. Температура обжига зависит от формы декорируемого изделия и от состава стекла. Чаще всего вазы изготавливают из массивного бытового стекла, хрусталя и объемного пищевого стекла.

Проще всего декорировать и обжигать бытовое стекло. Температура в печи должна быть в пределах 580 — 630 °С. Здесь есть один нюанс: массивное стекло прогревается медленно, поэтому быстрое увеличение температуры в плавильной печи может привести к растрескиванию изделия. Это особенно важно при обжиге ваз, разные части которых имеют различную толщину. В отличие от хрусталя и тонкостенного стекла бытовое практически не деформируется при обжиге. Но все равно стоит сначала провести предварительный обжиг.

Если ваза сделана из прессованного стекла, то во время обжига рисунка возможно появление дефектов в виде отверстий и выемок. Чтобы этого не произошло, перед росписью изделия осуществите его обжиг.

Хрусталь и объемное стекло расписывать гораздо сложнее. Хрусталь содержит оксид свинца, который значительно снижает температуру размягчения стекла. Обжиг можно проводить только при 460 — 520 °С. Для росписи хрусталя используют краски с добавлением золота, серебра и платины. Обжигать тонкостенные изделия лучше всего при быстром наборе необходимой температуры и не выдерживая в печи при максимальном уровне жара. При этом помните, что хрусталь легко деформируется, поэтому необходимо оснастить печь специальным устройством, снижающим риск изменения формы вазы.

Несколько меньше проблем возникает при обжиге объемного тонкостенного стекла. Как правило, процесс проходит при 520 — 580 °С. Обжиг при больших температурах тоже возможен, но при этом вероятна и деформация вазы. Чтобы подобного не произошло, цикл обжига должен длиться не более 2 ч (с учетом остывания изделия), при этом не стоит выдерживать изделие при максимальной температуре. Такая технология позволяет применять краски с большей укрывистостью и получать более яркие рисунки. Для создания ваз по этой методике лучше всего использовать ламповые печи с объемом внутренней камеры 20 — 30 л. Это обеспечит хороший и быстрый нагрев и позволит значительно сэкономить на потреблении энергии.

Если вы окрашиваете стекло первый раз, то из-за отсутствия опыта во время работы возможны различные ошибки, которые приводят к определенным дефектам. Большую их часть можно устранить.

Если вы в недостаточной степени обработали изображение или неправильно подобрали параметры печати, то проявление красок нанесенного изображения может существенно отличаться от желаемого. Чтобы устранить этот недостаток, обработайте изображение еще раз или заново подберите и измените параметры печати. В ряде случаев цвет подложки может искажать цвета рисунка. Тогда необходимо под желтую краску нанести слой белой.

Часто бывает и так, что точки краски начинают отслаиваться. Это может быть результатом толстого слоя красителя. Чтобы исправить ситуацию, используйте очень тонкую сетку, а эмульсию наносите более тонким слоем. Может быть и обратная ситуация: точки легко смазываются.

Исправить положение можно, уменьшив количество связующего в пасте или применив более тиксотропное вещество. Подобные проблемы могут возникать и из-за недостатков ракеля. Чтобы исправить ошибку, заточите ракель и следите, чтобы угол его наклона был не больше 25° и не меньше 15°. Если вы неправильно подобрали растр, дисперсность краски и размер ячеек сетки, то точки на поверхности стекла могут остаться заметными и на довольно отдаленном расстоянии. Для исправления этого недостатка уменьшите растр и подберите к нему соответствующую сетку и тип красителя. При наложении регулярно упорядоченных точек возможно возникновение эффекта Муара (образование радужных разводов). Чтобы избежать этого, отрегулируйте углы наклона сетки.

Из-за несовместимости дисперсности красок, размера ячеек сетки, глубины тона и выбранного растра возможно отсутствие различения цветов в местах, где значение глубины тона превышает 80 %. Устранить недостаток можно только отрегулировав все параметры. По той же причине может не пропечататься и область с малым значением глубины фона. Устранить ошибку можно так же, как и в предыдущем случае. Если вы применили слишком тонкую сетку, то она может довольно быстро сесть. Единственный выход — заменить ее на более подходящую или подобрать краску с дисперсностью, соответствующей сетке. И наконец, после нанесения рисунка его поверхность может оказаться шероховатой. Если вы хотите получить более гладкий рисунок, можно покрыть декор флюсом.

Чтобы получить рельефное изображение, используют особый состав - кристаллайз. Сначала на поверхность декорируемого стекла нанесите слой матировки или краски, которую вы решили использовать для создания подложки. Матированное стекло необходимо обжечь. Затем поверх этого слоя нанесите базовую краску, посыпьте ее кристаллайзом и высушите. Сверху нанесите еще один слой краски. Это может быть как базовый состав, так и краска другого цвета. После этого произведите обжиг изделия при температуре 560-580 °С.

Рисунок на стекло может быть нанесен не только с помощью красок, но и методом гравирования. Гравирование проводят ручным методом. В рамках этой технологии существует четыре способа: гранение, шлифование, резание и выстукивание. Первый способ пришел из области обработки драгоценных камней.

Чаще всего гранение используют при декорировании хрусталя. В этом случае рисунок наносят с помощью глубоких надрезов, которые в сечении представляют собой трехгранники.

Шлифование сходно с гранением. С помощью инструмента с абразивной поверхностью со стекла снимают мелкие частицы, в результате чего оно становится матовым. Разница между этими методами состоит в том, что во время шлифования на поверхности стекла образуются лишь неглубокие выемки от абразивного инструмента, а при гранении на изделии появляются грани.

При гравировании методом выстукивания рисунок образуется в результате нанесения точечных повреждений специальным метчиком. Резаное изображение получается в результете прорезания на поверхности стекла различных линий. Обычно для этого используются специальные стеклорезы.

Гравировать стекло можно и по пескоструйной технологии. Для этого вам понадобится специальная камера, в которой песок под большим давлением будет выбивать на стекле выбранный узор. Следует помнить, что картина, созданная пескоструйным методом, не требует последующего обжига. Сначала на бумагу, покрытую водорастворимым слоем, наносят рисунок, бумага размачивается в воде, и картинку осторожно переводят на поверхность стекла. С помощью резинового ракеля пригладьте рисунок, удалите излишки воды и высушите картинку. Снимите пленку, которая служила для переноса картинки, и покройте оставшиеся открытыми участки стекла каким-либо защитным лаком, лучше всего выбрать растворимый в воде и стойкий к пескоструйной обработке состав. Затем лак необходимо как следует просушить (при температуре 30 °С в течение 1 — 1,5 ч). После высыхания защитного слоя поместите изделие в пескоструйную камеру. Когда рисунок будет нанесен, лак и изображение смойте водой.

С помощью особого шлифовального круга на стекло (как правило, это хрусталь) наносят глубокий двугранный рисунок, который может иметь вид сетки из простых и многолучевых звезд, многоугольников. После того как изображение нанесено, его тщательно полируют до полной прозрачности. По контуру изделия может быть нанесена и плоская грань - плоскости, отполированные до прозрачности и имеющие различную ширину.

С помощью различных видов травления на поверхность стеклянных изделий может быть нанесен узор любой глубины и сложности. Гелиоширное травление дает глубокий геометрический орнамент из ломаных, кривых и прямых линий. Как правило, такой рисунок прозрачен. Пантографное травление приводит к образованию линейного глубокого рисунка более сложной конфигурации (обычно растительного). В результате художественного травления (оно производится только на двойном цветном стекле) образуется сложный рельефный узор, линии которого имеют различную интенсивность окраски. Но каким бы ни было травление, в его основе лежит следующая технология: стеклянное изделие покрывают специальной мастикой, затем с помощью инструмента, имеющего вид толстой иглы, на поверхность наносят рисунок, затем стекло помещают в емкость с плавиковой кислотой, которая разъедает стекло. Таким образом на поверхности изделия и появляется травленый орнамент.

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект L-283-1P