Стройся!!! Строительство, проекты домов Стекло и зеркала в интерьере   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Витражи

Кроме однотонных цветных стекол существуют и разноцветные — витражи.

Витраж - это изображение из цветного стекла. В основу рисунка кладется либо орнамент, либо сюжетная картина. Классические наборные витражи собирают из вырезанных по специальным трафаретам стекол, которые скрепляют между собой металлическими профилями. Первые образцы витражей составляли из тончайших пластин алебастра или селенита, скреплявшихся с помощью свинцовых перемычек. Изначально витражи использовали для оформления окон в храмах и дворцах.

Красота витражного окна раскроется полнее, если его сделать с солнечной стороны
Красота витражного окна раскроется полнее, если его сделать с солнечной стороны

Витраж скрывает любой непрезентабельный вид за окном
Витраж скрывает любой непрезентабельный вид за окном

Современные технологии изготовления витражей дают возможность моделировать изделия различных форм. Благодаря этому витражи можно использовать не только для остекления оконных проемов, но и для создания оригинальных абажуров, настенных панно, светильников, потолков, дверей и перегородок. Кроме того, в стеклянный расплав можно добавить пузырьки воздуха или металлические нити, что изменит способность стекла к рассеиванию света и поможет достичь интересных визуальных эффектов.

Витражные стекла используют и для создания оригинальных ширм. Их крепят на стальные растяжки к направляющей балке, которую, в свою очередь, прикручивают к потолку. В результате получается раздвижная перегородка, выполняющая, кроме того, роль «картины». А если в рамы створок ширмы вмонтировать точечные источники света, то такая перегородка будет выполнять роль светильника и станет настоящим украшением любого интерьера.

Не менее декоративно выглядят колонна или пилон из витражного стекла. Днем это просто декоративный элемент, а вечером и ночью — светильник. Кроме того, в форме колонны можно выполнить и небольшой шкаф для книг или компакт-дисков. Межкомнатные двери можно оживить, вставив в них витражное полотно.

Красота витража зависит не только от цвета стекла, но и от его фактуры. В классическом витраже роспись выполняется специальными составами, которые не выгорают на солнце и не истираются в течение многих лет. Если вы решили сделать витражное окно, то лучше разместить его на солнечной стороне. Это одновременно и раскроет всю его красоту, и защитит помещение от части солнечного излучения, в жаркие дни в комнате будет прохладней. Кроме того, витраж преобразит и вид за окном: стройка, стена соседнего дома, неухоженный внутренний двор или трубы коммуникаций больше не будут надоедать вам своим унылым видом.

Существует несколько техник изготовления витража. Большая их часть пришла к нам из Венеции, где в XV веке был изобретен способ выплавки идеально прозрачного стекла. На основе этого бесцветного материала (традиционно он носит название «кристалло») создавались различные произведения витражного искусства.

Мозаичное стекло (его называют «ля мурина») создается следующим образом. В расплавленное «кристалло» в необходимых направлении и форме осторожно вводят цветные нити, спаянные в тонкий цилиндрический прут. Его поперечный разрез дает рисунок в виде медуз, звездочек, кругов, треугольников, розеток. Оба вида стекла должны иметь идентичный состав и одинаковое натяжение. В противном случае при застывании материал может рассыпаться. В результате получается многоцветное радужное стекло, которое может стать материалом для изготовления витража.

Более простой способ создания этого вида стекла заключается в том, что в углубления специальной металлической формы заливают цветное стекло, а сверху — прозрачное. Таким образом, в стекле появляются цветные вкрапления.

Авантюриновое стекло не столь многоцветно, как мозаичное. Но игра света на его поверхности рождает искры синего, зеленого или желтовато-коричневого цветов. При изготовлении такого материала в стеклянную массу вводят медь. По мере застывания она кристаллизуется. Эти частицы и рождают снопы искр. Если же при изготовлении стекла используют настоящий авантюрин, то этот эффект становится еще сильнее. Стоимость такого стекла на порядок выше, чем медного.

При добавлении в стекло золота получают рубиновое стекло. Это очень дорогой материал, который в чистом виде практически не применяют. Рубиновое стекло используют для создания небольших элементов в витражах. Цвет материала — красный со всевозможными оттенками: от светлого до темно-бордового.

Если вы хотите собственноручно изготовить светильник, то в качестве исходного материала используйте глушеное стекло. Оно непрозрачно, но с подсветкой смотрится очень эффектно. Свет мягко рассеивается, поэтому глушеное стекло лучше всего подходит для изготовления ночников и светильников для спален.

Хорошо подходит для изготовления светильников, а также ваз филигранное стекло. Это прозрачный бесцветный материал, в толще которого виден рисунок из тонких стеклянных нитей. Он может иметь вид сетей или спиралей.

При изготовлении классического витража в настоящий момент применяют новейшие достижения науки. Так, для нарезки стекол используют лазер, управляемый компьютером. Окантовку изготавливают из особых составов, внешне практически неотличимых от настоящей металлической рамки. В результате витраж становится гораздо легче. После изготовления цветной конструкции ее наклеивают на прозрачное стекло, а сверху прикрывают еще одним. В результате получается пакетный витраж, который и используют для создания окон.

Различают несколько видов наборного витража. Так, мозаичный обычно имеет рисунок в виде геометрического орнамента и используется для создания фона. Самостоятельно такой витраж применяют нечасто, но он может быть использован для декорирования небольших оконных пролетов.

Витражи Райта отличаются лаконичностью, геометрической строгостью и относительной простотой в исполнении. Это наборные конструкции, переплеты которых обычно играют роль самостоятельного декоративного элемента. В этом случае профиль делали из латуни или меди. На поверхность металла могло наноситься золотое или серебряное напыление. Райт разрабатывал витражи для окон и считал, что узор должен складываться из прозрачного бесцветного или чуть подкрашенного стекла. Особенность таких витражей — минимальное искажение вида за окном.

У классического витража есть ряд минусов. Несмотря но то что он более декоративен, чем ненаборные, изготовленные по современным технологиям, работа с таким украшением достаточно трудоемка. Придать правильную геометрическую форму металлическому крепежному профилю практически невозможно, в классических витражах нет длинных прямых отрезков или идеальных окружностей. По той же причине невозможно создать классическую наборную картину из маленьких элементов. И наконец, классический витраж нельзя ставить в часто открываемые и закрываемые двери. Практически его используют только для декорирования окон. Это объясняется тем, что от постоянных сильных вибраций крепление металлического профиля расшатывается и элементы могут выпасть.

Двустворчатые двери, украшенные витражами, подходят для любой гостиной
Двустворчатые двери, украшенные витражами, подходят для любой гостиной

С помощью росписи стекла создают особый вид витража. Рисунок может быть выполнен на цельном листе стекла. Но нередко расписной витраж собирают и из отдельных окрашенных элементов. При этом допускаются вставки из граненого или фацетного стекла, причем окрашивание может производиться как непосредственно перед сборкой картины, так и в процессе приготовления стекол. В последнем случае краски из окислов металлов наносятся на бесцветное стекло, которое затем обжигают. В результате этого краска вплавляется в стекло и составляет с ним единое целое.

С помощью красок создают и транспарантные витражи, используя составы, не нуждающиеся в обжиге: масляные, темперные. Эти краски пропускают свет. Техника транспарантного витража достаточно проста в исполнении. Такую картину можно изготовить самостоятельно, например при помощи трафарета.

Для достижения большего декоративного эффекта по краям элементов витража снимают фацет. Фацетными могут быть как все части, так и отдельные. Игра света на гранях таких стекол добавляет витражу декоративность. Можно использовать и граненые стекла, но тогда вес витража значительно увеличится. Мягкий свинцовый каркас, как правило, не выдерживает веса конструкции, поэтому такую картину собирают на латунный или медный профиль. Фацетный витраж хорошо выдерживает нагрузки на открывание — закрывание, поэтому его можно использовать и при декорировании дверок мебели.

В конце XIX века была изобретена техника Тиффани. Свое название она получила по имени изобретателя. Технология создания таких стеклянных картин заключалась в том, что в отличие от своих предшественников Тиффани предложил в качестве крепежного каркаса использовать не свинцовый профиль, а тонкую медную фольгу.

Ею элементы оборачиваются по периметру. Ширина лент несколько больше толщины стекол, их края заходят на плоскости элемента. Обернутые медью кусочки выкладываются согласно рисунку и спаиваются оловом в местах загибов фольги. Такое крепление довольно прочно, оно намного легче свинцового или латунного каркаса. Кроме того, такая технология позволяет скреплять даже маленькие кусочки стекла, что значительно увеличивает декоративность витража. К тому же подобная конструкция впервые позволила создавать объемные предметы интерьера: абажуры, декоративные вазы и чаши.

Американцы изобрели технику SGO, сделав основой для витража обычное прозрачное стекло. Может быть использован как силикатный материал, так и акриловый, что значительно снижает вес и стоимость конструкции. Акриловые витражи можно использовать и для оформления потолков. На поверхность стекла наносят твердое многослойное покрытие, которое дает витражу цвет и фактуру. С обеих сторон стекла крепится свинцовая протяжка, обозначающая контур рисунка. Благодаря подобной технологии витражи можно вставлять в стеклопакеты и придерживаться при этом всех технологических норм. Кроме того, очертания рисунка могут быть любыми, а стоимость такого витража на порядок ниже, чем классического.

Технология спекания стекла (одна из разновидностей горячего формования) появилась давно. Еще в Древнем Египте эта техника использовалась для создания различных украшений и предметов быта. В процессе спекания стекла отдельные элементы скрепляются между собой, образуя единое целое.

При сборке витража по технологии фьюзинга отпадает надобность в металлическом скрепляющем профиле. Рисунок выкладывают на листе прозрачного бесцветного или цветного стекла. Узор составляют из нарезанных кусочков цветного стекла, бусин, гранул. Затем при температуре 600 — 900 °С стекло спекается и образует монолитный витраж. В зависимости от температурного режима можно добиться различных декоративных эффектов. Цветные элементы сохраняют четкие границы или, наоборот, плавно перетекают друг в друга. Поверхность витража может стать почти плоской или обрести рельеф. Слои цветного стекла могут сохранять свое положение или растекаться по поверхности друг друга. Для того чтобы после остывания не было трещин, необходимо брать только стекла с одинаковой степенью натяжения. Толщина конструкции обычно не превышает трех слоев. Витражи, созданные по технологии фьюзинга, подходят для декорирования окон, дверей, перегородок, светильников, создания тарелок, ваз, панно, украшения частей мебели и настенных часов. Кроме того, свободный от крепежного профиля витраж может иметь гораздо больше линий и изгибов в рисунке. Стекло становится прочнее, можно достичь гораздо больше декоративных эффектов, чем при классической сборке витража.

Помимо этого декорирование элементов также может быть различным. Например, отдельные части узора украшают мелкой стеклянной крошкой. А технология клееного фьюзинга помогает создать более объемные конструкции, лучше подчеркнуть игру света на изгибах элементов витража. Данный способ сделал возможным и создание триплексных витражей. Они обладают большей прочностью и ударостойкостью. Такие стеклянные картины сочетают все достоинства триплекса и витража.

Пескоструйная гравировка стоит гораздо дешевле, чем вышеперечисленные виды витражей, но не менее эффектна и декоративна. На стекло толщиной 5 — 7 мм наносят рисунок в несколько слоев. Песок подается под большим давлением и образует на поверхности стекла микроскопические углубления, в результате чего место воздействия песка становится матовым. При более продолжительной обработке получается рельефный рисунок. Он может быть выполнен в трех техниках: матовый узор на прозрачном стекле, прозрачный на матовом и матовый орнамент на матовом фоне. Рисунок наносят по трафарету. Обычно используют пленочные трафареты, которые изготавливают на специальном станке (плоттере) под управлением компьютера. Их помещают на обрабатываемое стекло, которое подают в специальную пескоструйную камеру. В результате получают витраж, защищенные части которого остались прозрачными, а открытые стали матовыми. Узор обычно имеет растительные или геометрические мотивы.

Не менее оригинально выглядит узор, выполненный по пескоструйной технологии, на зеркальной поверхности. Узор наносят либо со стороны амальгамы, либо со стороны отражающей плоскости. В первом случае на части стекла проявляется матовый рисунок, а фон остается зеркальным. При нанесении рисунка по второй технике матовый узор отражается в зеркале, благодаря чему достигается его объемность.

Если осуществить торцевую подсветку такого витража, то рисунок начнет как бы светиться изнутри. Подобную конструкцию лучше всего применять в качестве самостоятельного предмета интерьера.

Для создания витражей используют также травленое стекло. Травление основано на химической реакции разложения основного компонента стекла — диоксида кремния — под воздействием плавиковой кислоты. Наиболее интересный рисунок дает многослойное травление. При использовании этой техники защитные трафареты наносят или снимают послойно. Благодаря этому получают рельефный матовый узор различной степени сложности и объема. Оригинальный рисунок получают при травлении нацвета (слой цветного стекла, присоединяемого к прозрачному в процессе выплавки). В таком случае получают не просто объемные, но и цветные контрастные рисунки.

При изготовлении зеркальных витражей используют нитрид титана, который напыляют на обыкновенное прозрачное стекло. Отражающая способность изделия может быть различной и зависит только от вашего желания. Узор может создаваться за счет разницы отражающей способности отдельных элементов витража. Иногда часть стекла может остаться прозрачной.

При создании витражей используют и опаловые стекла. Для получения такого материала в расплав добавляют компоненты, придающие ему молочную окраску.

Опаловое стекло может быть одно- или двухслойным. Во втором случае тонкий слой молочного стекла наносят на прозрачное и спекают при определенной температуре. Светопропускающая способность двойного стекла выше, чем у однослойного.

Существуют и пленочные псевдовитражи. При изготовлении подобных имитаций сначала на компьютере разрабатывают дизайн пленки, цветовое решение. После этого на плоттере вырезают из цветной пленки отдельные элементы будущей картины и наклеивают их на прозрачное бесцветное стекло. Подобный витраж стоит в несколько раз дешевле более сложных по технике исполнения, но его декоративные качества и долговечность не велики. Пленка легко отслаивается и выцветает, поэтому применять ее для декорирования больших плоскостей не стоит.

Все более популярными становятся витражи, выполненные по нескольким техникам. Так, например, при изготовлении картины из стекла могут сочетаться пескоструйная технология и роспись керамическими красками. Сочетание пескоструя с фьюзингом также дает интересный эффект: матовая поверхность создает основной рисунок, а отдельные его элементы можно подчеркнуть рельефом, выполненным по технике спекания стекла. Расписной медальон в центре витража хорошо сочетается с мозаичным фоном, а фацетные стекла придадут такой картине глубину и яркость. Наряду со стеклянными элементами при изготовлении витражей могут быть использованы фрагменты из полудрагоценных и поделочных камней, слюды, перламутра, оргстекла. В витраж вставляют и кабошоны - прозрачные рельефные вставки в виде капли или полусферы. Изготавливают их обычно методом прессования или моллирования.

Эта техника представляет собой достаточно трудоемкий процесс. Сначала из металла или керамики изготавливают шаблон нужной формы. Затем сверху кладут лист стекла и отправляют его в печь. Постепенно материал нагревают до температуры 650-670°С. Мягкое стекло оседает под собственным весом и принимает форму заготовки. В течение 2-4 ч стекло постепенно остужают. Если не соблюсти температурный режим и допустить быстрое затвердевание стекла, то оно может лопнуть.

Еще одна декоративная деталь витража - рюмочная плитка. При ее изготовлении стеклянные заготовки вращают, в результате чего образуются специфичные радиальные свили, аналогичные тем, что получаются при формовании основ для рюмки. По форме они не отличаются друг от друга.

В качестве декоративного вкрапления используют и эрклезы. Они представляют собой вставки из толстого стекла. Эрклез вырезают по шаблону и обтесывают специальным инструментом. В результате получается кристалл со сколотыми гранями, которые преломляют свет в виде тысячи искр.

В странах Востока широко распространены такие оконные украшения, как шебеке (Азербайджан), панджара (Таджикистан) и мушарабия (арабские страны). В их основе лежит решетчатая конструкция с арочными или ромбовидными ячейками, в которые вправляют цветные стекла, тонкие пластины из слюды или драгоценных камней. Рисунок подобного витража обычно имеет вид геометрического орнамента.

Витражи можно использовать не только для декорирования окон. Красиво смотрятся витражные перегородки, плафоны и двери. Витраж можно прикрепить и к потолочной поверхности. А если при этом вывести к его поверхности светильники, то получится декоративный светильник необыкновенной красоты.

Если вам хочется иметь у себя витраж, а денег на его приобретение нет, то можно попробовать собрать его самостоятельно. Сначала на листе картона выполните рисунок. Затем с помощью стеклореза вырежьте из цветного стекла элементы нужной формы. Поместите на лист картона прозрачное силикатное стекло нужной формы. Произведите примерку витража. Выкладывайте цветное стекло точно по рисунку. Убедившись в том, что стекла точно встают в отведенные для них места, можно приступать к склеиванию витража. Для этого смешайте в пропорции 1:1:2 цемент, разбавленный клей ПВА и песок. Затем перелейте смесь в пузырек из-под шампуня (или другую пластмассовую емкость), в пробку вставьте стеклянную или пластиковую трубку (диаметр должен быть равен 3 — 5 мм). Затем края цветных стекол смажьте клеем в местах их соединения с прозрачным стеклом. Элементы укладывают в надлежащем порядке. После того как состав высохнет, можно осуществлять заливку швов между стеклами. При такой технологии наклеивания состав не затекает под элементы и витраж получается более аккуратным. Если предполагается украсить витражом стену, то перед началом работ проложите по углам стекла-основы проволоку с петлями, на которые будет вешаться ваш витраж. Если же декорируется оконное стекло, то используйте для этих целей то, что находится в раме.

Изготовление витража
Изготовление витража: а - элементы металлического профиля; б - профиль со стеклянным фрагментом; в — соединение элементов

Можно попробовать создать и классический наборный витраж. Для этого вам понадобятся свинцовые протяжки (профиль с Н-образным сечением), струбцины, электропаяльник (мощность не менее 100 Вт), припой (ПОС-18, ПОС-30), канифоль, алмазный стеклорез, алюминиевый молоточек, острый нож, цветное стекло (листы должны быть одинаковой толщины), деревянные рейки. При покупке металлического профиля обратите внимание на то, чтобы ширина паза была равна толщине стекол. В противном случае вам придется подгонять углубление под необходимые размеры (слишком широкий профиль обжимают, узкий — растачивают).

После того как все необходимые материалы и инструменты подготовлены, можно приступать непосредственно к работе. Сначала на большом листе ватмана, размеры которого соответствуют размерам будущего витража, выполните рисунок в натуральную величину.

Не делайте мелких деталей сложной конфигурации: стекло — материал хрупкий и твердый, вырезать замысловатую деталь в домашних условиях практически невозможно. На рисунке четкими параллельными линиями обозначьте контур мозаичного элемента и ширину крепежного профиля (для удобства работы используйте разноцветные карандаши, например синий и красный).

Затем расположите лист бумаги на ровной горизонтальной плоскости. По внешнему контуру рисунка поместите деревянные рейки и стяните их струбцинами — у вас получилась рабочая рама, по которой и будет собираться свинцовая оправа. По внутренней кромке реек проведите линии расположения свинцового профиля.

Все элементы узора необходимо пронумеровать. Затем поместите на рисунок лист цветного стекла и начертите на нем элементы соответствующих цветов. Помните, что величина детали должна быть равна размеру фрагмента узора плюс ширина протяжки. Пронумеруйте каждый элемент так же, как на эскизе. Затем, легко надавливая, обведите все элементы стеклорезом. Отделить стеклянный фрагмент от листа можно, постучав по его контуру алюминиевым молоточком. Проводите все работы аккуратно, не прилагайте большой силы, иначе стекло лопнет.

После того как элементы витража готовы, приступайте к разметке свинцового профиля. Нарежьте профиль с помощью острого ножа на отрезки таким образом, чтобы внутренний периметр оправы можно было выложить без зазоров. Разместите протяжку по начерченным линиям и спаяйте отрезки. Постарайтесь сделать швы как можно более аккуратными и незаметными. В результате у вас должна получиться свинцовая оправа.

Изготовление наборного витража
Изготовление наборного витража: 1 - деревянная рабочая рама; 2 - Н-образный профиль; 3 - детали из цветного стекла

Создать витраж можно на основе прозрачного стекла, к которому крепят свинцовый профиль, раскрашенный акриловыми красками
Создать витраж можно на основе прозрачного стекла, к которому крепят свинцовый профиль, раскрашенный акриловыми красками

После этого можно приступать к непосредственной сборке стеклянной картины. Вставьте угловой фрагмент в углубление профиля и плотно придавите его. Оставшийся незакрепленным край вправьте в отрезок протяжки, которую обрежьте по контуру узора. Кусок профиля припаяйте к свинцовой раме. Следующий кусочек стекла закрепите аналогичным образом.

Собирая витраж, не торопитесь. Качественная стеклянная картина получится у вас только после многодневного кропотливого труда. Готовый витраж можно разместить как в створке двери, так и в оконном проеме.

Создать витраж можно и на основе прозрачного стекла, к которому крепится свинцовый профиль различной формы. Образованные его изгибами элементы раскрашивают акриловыми красками. По своим декоративным качествам такой витраж мало уступает классическому. Конструкцию нередко используют для имитации старины.

Светопропускная способность витража позволяет создавать зонирующие перегородки, которые не нарушают целостного восприятия комнаты и служат ее украшением. Витраж создает интересную игру света, которая поможет изменить восприятие комнаты в зависимости от типа (естественное, искусственное) и яркости освещения.

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект I-222-1P