Стройся!!! Строительство, проекты домов Компания. Статья 1.   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Видение: немного мистики в мире бизнеса.

"Если ты смог придумать это, ты сможешь сделать это"
Уолт Дисней

Что такое Видение и как можно использовать его для более успешного развития фирмы.

В последние годы в российских книгах и журналах по менеджменту активно обсуждается понятие Миссии компании, методы разработки Миссии и возможности ее использования для российского бизнеса. Возникает опасная иллюзия, что Миссия компании - это талантливо написанный рекламный текст, который волшебным способом вдохновит персонал фирмы добиваться целей, поставленных руководством. Возьмем, например, Миссию DuPont: "С лучшими вещами в лучшую жизнь с помощью химии". Ну чем не рекламный слоган? Прочитал - и вперед, в ударники капиталистического труда. Читаешь российских специалистов по Миссии и появляется вопрос: "Неужели все действительно так просто, и сотни тысяч сотрудников Sony, Ford и Motorola легко позволяют манипулировать собой такими простыми способами?"

Конечно же, нет. Дело в том, что большинство российских авторов почему-то забывают о том, что Миссия - это всего лишь коммуникационный инструмент, задача которого - информирование людей о содержании Видения. Видение является ядром, обеспечивающем прорыв к успеху, а Миссия - это всего лишь информационная оболочка. Задача Миссии - зарядить внутреннюю среду компании энергией Видения. Миссия без Видения никогда не приведет к результату.

Понятие Видения появилось в менеджменте в середине 80-х годов. Причины, которые привели к появлению Видения и его использованию в стратегическом менеджменте, были связаны с резким усилением конкуренции, что заставило лидеров бизнеса и психологов разработать новые подходы, позволяющие реагировать на вызов внешней среды. Хикман и Сильва в 1984 году дали Видению такое определение: "Видение представляет собой мысленное путешествие от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных фактов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей".

В течение длительного времени понятие Видения использовалось психологами и не вызывало доверия у прагматично настроенных представителей бизнеса. Исследования показали, что Видение имеет под собой нейрофизиологическую основу, связанную с активизацией работы лобных долей мозга. Выяснилось также, что существует небольшое количество людей, для которых создание Видения - это естественный процесс, не требующий специальных усилий.

Ценность Видения в стратегическом планировании заключается в том, что оно дает как бы двойной эффект: во-первых, аккумулируя силу и намерения лидера, оно позволяет создать некий образ будущего компании, и этот образ, если в него вложено достаточно энергии, воли и таланта, закрепляется в будущем и начинает из будущего воздействовать на настоящее; а во-вторых, передает энергию и импульс изменений внутрь компании, мотивируя людей и вдохновляя их на творческую работу для достижения цели.

Все это звучит несколько мистически и, естественно, может вызвать скептическую улыбку у тех, кто привык доверять цифрам и полагаться на мнения маркетологов и финансистов. Но по всей вероятности, бизнес, начиная с 90-х годов, действительно вступил в качественно новую фазу своего развития. Лидеры таких корпораций, как Motorola, SAS, Nike, DuPont, Monsanto, как мы теперь знаем, многие годы использовали эту мистику в своей работе, а Питер Сенге, автор книги "Пятая дисциплина", посвященной самообучающимся организациям, помимо Видения упоминает о медитации, суфийских притчах и отсылает читателей к Лао Цзы, Корану и раннему христианству.

В 1996 году в Америке была издана книга под названием "Корпоративная мистика", значительная часть которой посвящена Видению и методам работы с ним. Сотрудники и коллеги Уолта Диснея, проанализировав причины феноменального успеха созданной им компании и методы его работы, пришли к выводу, что умение создавать Видение и работать с ним - главная составляющая успеха. Очевидно, что мистика работает.

Правильное применение концепции Видения позволяет решать многие проблемы, с которыми сталкивается любой руководитель, осуществляющий организационные изменения. Любому менеджеру знакома ситуация, когда руководство компании определяет новые цели, разрабатывает стратегический план их достижения, меняет структуру компании, а значительная часть сотрудников компании отнюдь не разделяет энтузиазма своего руководства и совсем не горит желанием ему помогать. Возникает рассогласование мотивов и целей на разных уровнях, а это приводит к тому, что процесс изменения осуществляется крайне медленно и неэффективно. Больше половины проектов, связанных с организационными изменениями, благополучно разваливаются в течение первого года по причине "человеческого фактора".

Организационные изменения, мотивация сотрудников и корпоративная культура, как выясняется, очень тонкие материи, требующие бережного и профессионального обращения, и многие российские директора, решившиеся в порядке эксперимента отказаться от авторитарного стиля управления, уже успели в этом убедиться.

Видение, если его правильно применять, это очень полезный инструмент для осуществления изменений внутри организаций. Приведенная схема показывает, как работает Видение в процессе стратегического планирования. Очень важно отметить, что создание Видения опирается на трех китов: намерения руководства, обеспечивающие прорыв в будущее, возможности, предоставляемые рынками, и устремления сотрудников компании. Попытки строить Видение, не учитывающие тонкие взаимосвязи между этими китами, или простое игнорирование одного из них приводит к тому, что видение становится видением.

С другой стороны, при создании Видения не рекомендуется ограничивать себя жесткими рамками существующей реальности и финансовыми показателями. Слишком приземленное Видение не будет обладать достаточной заряжающей силой и не сработает.

Пауль Шульман и Донна Прествуд в своей книге "Прямой путь к качеству, удовлетворению потребителей и конкурентному преимуществу" дают полезные советы для работающих с Видением.

Что дает Видение?

  1. Оно создает мост между настоящим и будущим;

  2. Является целью, которая привлекает;

  3. Описывает будущее состояние, которое не существует и никогда не существовало;

  4. Объединяет рынки, организацию и людей;

  5. Заряжает организацию энергией.

При создании Видения необходимо учитывать следующее:

  1. Решить, что будет воодушевлять людей;

  2. Сфокусировать Видение на стратегических преимуществах;

  3. Сделать Видение достаточно простым, чтобы его можно было использовать для принятия решений;

  4. Обеспечить Видению максимально широкую поддержку;

  5. Формулировать его в настоящем времени.

Хорошее Видение даст следующие эффекты:

  1. Поможет людям осознать свою важность;

  2. Придаст ценность обучению и компетентности;

  3. Объединит людей и даст им почувствовать принадлежность к команде;

  4. Сделает работу вдохновляющей, осуществляемой без нажима, ради достижения общей цели;

  5. Создаст в организации целостность, открытость, креативность и желание рисковать;

  6. Вдохновит людей думать о долговременных результатах;

  7. Даст людям понять общий замысел;

  8. Будет стимулировать осмысление в терминах обновления.

Хорошее Видение очень полезно в процессе организационных изменений. В подавляющем большинстве неудачных попыток изменений, как правило, присутствует много планов, программ и инструкций, но нет Видения. Толстые стратегические планы очень часто перегружены техническими подробностями, но не заряжают энергией и не указывают направления движения. Можно сформулировать простое правило: "Если руководитель компании не может передать своему сотруднику Видение в течение 5 минут и получить реакцию, подтверждающую понимание и интерес, попытки изменений будут иметь очень мало шансов на успех".

Но создать вдохновляющее Видение - мало. Другой типичной ошибкой при работе с Видением является недостаточная работа по его передаче сотрудникам организации. Самое замечательное Видение, которое руководство компании излагает своим сотрудникам на специальном собрании в виде приятного сюрприза, может вызвать широкую гамму разнообразных эмоций - от восхищения до удивления, но никогда не принесет желаемого результата. Дело в том, что помимо Видения и планов по его осуществлению, какой бы важной ни считало эту задачу руководство, в любой компании существует ежедневный процесс коммуникации.

Исследования, которые проводились в США показали, что Видение и все, что с ним связано, часто занимает меньше 0,001% в информационных потоках компании. Конечно, здесь сложно говорить о реальном влиянии Видения на процесс изменений, поскольку сотрудники будут склонны воспринимать Видение как некую блажь в головах своего начальства, занимающую в списках реальных приоритетов далеко не первое место. Поэтому при работе с Видением руководство не должно жалеть времени, усилий и бумаги для того, чтобы активно рекламировать Видение среди сотрудников компании. Без специальной программы внутреннего PR, включающего в себя встречи руководства с разными группами сотрудников, дискуссии, презентации с использованием видеоматериалов, создание специальной печатной продукции, самое замечательное Видение быстро умирает естественной смертью. За последний год Видение появилось, наконец, на страницах переводных и отечественных книг по менеджменту. Существуют две крайние точки зрения на Видение в России: одни считают его химерой, абсолютно неприменимой к российской действительности, другие, вдохновленные мистической природой Видения, считают его чуть ли не панацеей от всех бед. А в Америке уже накоплен опыт работы и проанализирован опыт работы с Видением за примерно 15-летний период, и этот опыт нужно использовать.

Из короткой истории Видения в тысячах американских компаний можно сделать два основных вывода:

  1. Работа с Видением может быть осуществлена только теми лидерами бизнеса, которые достигли высокого уровня внутренней целостности, поэтому, прежде чем приступать к работе с Видением, необходимо заглянуть внутрь себя. Видение, созданное лидером, не достигшим внутренней целостности, может быть разрушительно и опасно.

  2. Мистика Видения не работает сама по себе. Необходима продуманная технология работы, включающая в себя такие рутинные вещи, как изменения системы оплаты труда, должностные инструкции, работа с конфликтами и многое другое.

Вениамин Марковский.
http://www.top-manager.ru

---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2001 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект I-265-1K