Стройся!!! Строительство, проекты домов Школа современного дизайна   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Интерьерные ткани

Выбор тканей для интерьера — сложная заключительная задача. Абсолютно любая деталь имеет здесь немаловажное значение: расположение окон относительно сторон света, этажность дома, тень от окружающих зданий и деревьев, вид извне и изнутри (многие ткани выглядят совершенно по-разному при дневном и искусственном освещении), форма и размер окна, цвет пола и стен, психологическое восприятие общего интерьерного ансамбля и т.д.

Основными по частоте использования в интерьере являются, конечно, ткани для штор и для обивки мягкой мебели. Требования к ним предъявляются подчас противоположные. Так, ткани для штор должны красиво драпироваться в складки, быть плотными и тяжелыми, не пропускать свет или, наоборот, быть тонкими, легкими, полупрозрачными. Все зависит от того, какие по типу и конструкции шторы вы хотели бы видеть на своих окнах. Обивочные ткани, или мебельные, прежде всего, должны иметь высокую износостойкость, должны быть приятны на ощупь (не колоться или царапаться) и, если мягкая мебель не покрыта съемными чехлами, которые можно чистить или стирать, то мебельные обивки должны выдерживать чистку специальными моющими средствами.

По составу волокон, из которых они производятся, ткани делятся на натуральные и синтетические. До недавнего времени натуральные ткани считались безусловными лидерами с экологической точки зрения. Но за последнее время технологии производства синтетических тканей позволили создавать синтетику, способную "дышать" и выглядеть более натурально. К тому же они более устойчивы в эксплуатации, долговечны, в их производстве используются минеральные красители, эти ткани гипоаллергенны, так как не содержат шерсти животных или частей растений. Поэтому современные синтетические ткани способны выстоять в конкуренции с натуральными, единственный их недостаток — они все еще не обладают в полной мере антистатическими свойствами.

Перспективными считаются и ткани со смешанными волокнами, они сочетают в себе достоинства и натуральных тканей и прочность синтетики. Но и в этом случае есть оговорка: на обивочных тканях смешанного состава (например, хлопок с полиэстером) хуже держится краситель, ткань выцветает быстрее. Это объясняется тем, что разный состав волокон требует разных химических составов красителей и разной температуры окраски. Если же ткань состоит из чистого полиэстера или чистого хлопка, то производители, использующие современные технологии, гарантируют сохранение рисунка в течение нескольких лет без изменения цвета.

Шторы, портьеры, гардины, занавески — все эти милые тканые существа уже многие века занимают в доме человека не последнее место. При обустройстве квартир шторам отводится последняя и одновременно почетная роль. Вешая шторы, мы делаем, как бы, заключительный штрих в общей картине интерьера. Соответственно, этот штрих может, как увенчать, так и разрушить ту гармонию, к которой мы так долго стремились.

Так как шторы играют в интерьере довольно значительную роль, их трудно выбрать и еще труднее заменить. Невозможно привнести что-то личностное в готовые ковры, мебель, технику. Но шторы — другое дело. Для определения с этим вопросом предлагаем вам ознакомиться, какие бывают шторы и какую роль они могут сыграть в интерьере. Согласно исторически сложившимся традициям, шторы подразделяются по следующим признакам: географическому, или национальному (австрийские, итальянские, лондонские, римские, французские, японские), и технологическому (рулонные, скрещенные, шторы-экраны, шторы с ламбрекенами). Наконец, у типов штор могут быть названия, за которыми стоят ассоциативные образы (например, шторы в стиле «кафе»). Это разнообразие видов диктует как особенности кроя ткани, так и способы ее крепления на окне.

К тонким шторам и гардинам относят полупрозрачные шторы без подкладки, с декоративными деталями, которые так же выполняют определенную функцию. Это может быть создание интимной обстановки, или защита от избыточных солнечных лучей. Шторы шьют из разнообразных тканей: муслина, очень тонкого миткаля, органзы, шелка, тонкого льна, кружевного полотнища из натуральных и искусственных волокон. Для гардин используются следующие материалы: прозрачная или легкая набивная ткань, тюль, батист, вуаль, шифон, кружевное полотно. Но не стоит забывать, что даже легкие шторы диктуют жесткие условия гардинам, которые, к тому же, лишены права перемещения (они в большинстве случаев не раздвигаются и остаются в том положении, как их прикрепили).

Тонкие шторы или гардины вешают на открытые окна, используют как грязеуловители в больших городах или как вторые шторы, которые могут оставаться на окне летом, в то время как основные, зимние, шторы снимают. Технология навешивания гардин ничем не отличается от навешивания штор. Разница лишь в том, что штанги, естественно, должны быть ажурнее.

Шторы для дверей, или портьеры — естественный элемент убранства многих домов в зимнее время. Они защищают от холода, идущего от замерзших стекол, и не дают ветру проникать через дверные косяки, а также могут помочь в оформлении проемов без дверей. Для таких штор используются плотные непросвечивающие хлопчатобумажные или шелковые ткани, стеклоткани, репс. Теоретически можно использовать шерсть и бархат. Обычно портьеры бывают очень длинными, а подшивка внизу шьется так, чтобы ее можно было менять после нескольких лет службы, то есть по мере износа.

Ламбрекены выполняют исключительно декоративную функцию: придают оформлению окна последний штрих завершенности. Вы можете повесить обычные ламбрекены, а можете использовать горизонтальные драпировки в форме гирлянд, используемые для оформления окна в элегантном стиле. По традиции плоские ламбрекены должны быть сделаны из строгих тканей — дамаста, парчи, бархата — и декорированы шнуром или тесьмой. Если дома вы используете шторы-жалюзи, то можно использовать изысканный ламбрекен из многоцветной ткани с украшениями.

Если позволяет высота потолка и ширина окна, весьма оригинальным станет использование фасонного или гладкого ламбрекена, закрывающего систему крепления занавесей и ведущих шнуров. Совершенно необязательно выбирать для ламбрекена ту же ткань, что и для штор, но эстетическое восприятие требует все же избегать цветового и фактурного диссонанса. Та же традиция настаивает, что, если штора подшита подкладкой, ее же необходимо использовать для ламбрекена.

Географический принцип

Австрийские шторы — ткань, собранная к низу в пышные фестоны. Поднимаются шторы при помощи целой системы шнуров, которые проходят через специальные ряды петель или колец, нашитых с изнанки шторы. Австрийские шторы отличаются от римских тем, что в опущенном состоянии имеют сборку по горизонтали и представляют собой полотно с вертикальными складками. Особенно эффектно смотрятся австрийские шторы, изготовленные из тканей с блестящими поверхностями: шелк, батист, тафта, полиэстер, но часто их делают из легких прозрачных вуалей, что придает интерьеру неповторимую воздушность. Чаще всего австрийские шторы можно увидеть в гостиной, зале или спальне.

Лондонские шторы — относятся к классу каскадных: мягкая ткань в поднятом положении удерживается лентами, образуя гирлянду. Основное отличие их от собратьев по классу — традиционный английский рисунок: от шотландской клетки и продольной полоски до набивного ситца в мелкий цветочек и шикарных букетов роз. Классические лондонские шторы отличает светлая спокойная гамма. Лондонские шторы изготавливаются из мягких тканей. Они стационарно закрепляются на карнизе и носят скорее декоративный нежели практичный характер. Такими шторами принято оформлять окна на кухне, в ванной или детской.

Римские шторы — это разновидность плоских классических штор, основной характеристикой которых является способность при подъеме складываться в красивые горизонтальные складки. Это происходит при помощи шнуров, расположенных по ширине шторы, продетых сквозь кольца на изнаночной стороне.

Во французских шторах обилие сборок и рюшей рассеивает свет, создавая атмосферу уединения. Складки на них также возникают, когда стягиваются шнуры, продетые сквозь вертикальные ряды петелек. Французские шторы часто шьют из той же ткани, которой отделаны стены, и декорируют кружевами ручной работы. Они идеально подходят для окон с ограниченным окружающим пространством.

Японские шторы считаются лаконичным и сдержанным стилем оформления окна, который носит название «минимализм». Панели таких штор представляют собой натянутые полотна со вставленным внизу утяжелителем — специальной полоской металла. Принося в интерьер простоту и изысканность, японские панели отражают характерную восточную особенность ткани, ее декора, фактуры и цветового решения. Благодаря простоте конструкции и возможности быстро изменить расположение ткани японские шторы иногда используют как своеобразные экраны при разграничении пространства в квартире.

Способы «обращения» со шторами

Как ни старались изобретатели, на сегодняшний день существует лишь два вида штор — подъемные и раздвижные. Подъемные шторы шьют из тонких хлопчатобумажных или шелковых тканей белого или кремового цвета. Раздвижные шторы на сегодняшний день имеют большую популярность. Они неприхотливы в выборе материала и стиля. Но здесь многое зависит от тесьмы, настроченной на верхний край ткани. Именно она определяет количество и толщину складок на занавеси. Наиболее распространенными считаются прямые, трубчатые и байтовые складки. Обычно их создают при помощи продернутой в ленту нити, концы которой завязываются по краям узелками. Развязав узелки, штору можно спокойно стирать или чистить, не опасаясь, что какой-либо ее участок останется загрязненным. Некоторые виды тесьмы имеют специальные кармашки с зажимами, помогающие драпировать шторы сборками и складками. Модная альтернатива классическому варианту на присборенной тесьме — занавеси на завязках или шлевках. Очень элегантно смотрятся шторы, прикрепленные к штанге бантами, матерчатыми цветами, пластиковыми имитациями древнеримских щитов и т.д. На уровне подоконника или чуть ниже шторы иногда прихватываются лентами разной фактуры и цвета, кожаными ремнями, декоративными цепями со всевозможными застежками и пряжками.

Если вы — любитель драпировки, то необходимо помнить главное правило: чтобы ткань хорошо драпировалась, ее ширина должна, как минимум, в полтора-два раза превышать ширину оконного проема или стены. Если интерьерное решение того требует, нижний край занавеси может не касаться пола, находясь от него на расстоянии 5—10 см. А может, наоборот, величественно ниспадать на пол, драпируясь скульптурными складками. Те же 5—10 см надо прибавить на подшивку верхнего края. Наиболее распространенный способ «эксплуатации» штор — руками раздвигать полотна или сдвигать в одну сторону. Популярны и прикрепленные к верхнему краю штор ведущие стеки — тонкие металлические, деревянные или пластиковые пруты с легкой петлей или наконечником. Более современный вариант — система раздвижных шнуров.

Важные аксессуары

Как повесить штору, чем ее подхватить и декорировать? В эпоху раннего Средневековья шторы оставались статичными, ибо крепились на металлических крюках, вбитых над оконным проемом. Их функция была утилитарной — как и в каменном веке, они защищали помещения от ветра и холода. Только во времена Ренессанса шторы стали навешивать на массивные деревянные штанги, используя выточенные из дерева кольца и металлические крючки. На крючки набрасывались шнуровые петли, пристроченные к верхнему краю ткани. За шесть столетий эта технология мало изменилась, только теперь, кроме дерева, используются еще металл и синтетические материалы. Сегодня существует невероятное количество разнообразных по стилю карнизов, декоративных крючков и крючочков, булавок и клипс (прищепки разнообразных форм), которые можно использовать в виде подхватов или просто как украшение.

Главное действующее лицо в навешивании штор — карниз (пластиковый или алюминиевый) и детище XX столетия — проволочная струна и леска. Такой карниз — это модель традиционной штанги, возникшая совсем недавно. Конструкция позволяет скрыть верхний край ткани занавесей, а шторы навешиваются на роликовые крючки, которые обычно изготавливаются из легкого пластика.

Крепятся карнизы непосредственно к стене над оконным проемом или же к потолку и боковым стенам, если расстояние между верхним краем окна и потолком невелико. Так же, как и наконечники штанг, современные карнизы способны стать своего рода произведением искусства. На их лицевой панели, в основе которой — металл или пластик, могут находиться всевозможные изображения. Перечень материалов здесь также богат: мраморная крошка, гипс, металл, пластик, кость, кожа, раковины, ткани, драгоценные металлы, керамика, различные породы дерева, останки антикварных вещей, папирус, камень, глазурь и даже голография.

Карнизы, находящиеся в разных комнатах, могут составлять единую логически визуальную композицию на ту или иную тему. Так, например, в аскетичных интерьерах современного хай-тека и минималистического стиля незаменимы проволочные струны. Прозрачность и воздушная легкость не очень дорогих проволочных конструкций, возможность самостоятельного регулирования натяжения струны, чтобы избежать провисания штор, неуклонно повышают спрос на эти изделия. Струнные карнизы могут крепиться и между стенами, и к потолку. Детали крепежа и оснащения, изготовленные обычно из белого или желтого металла, напоминают точно подогнанный механизм из футуристических фильмов. Но бывают и «одомашненные» варианты дизайна — с деревом, стеклом, пластиком.

И все же сегодня дизайнеры чаще и чаще возвращаются от карнизов сложных конструкций к их лаконичным историческим прототипам. Это актуально как для минималистских, так и для классических интерьеров. Для мужественного спартанского интерьера подойдет карниз в виде покрытого патиной старинного копья; для классического — витой, затертый под старину. Стилю кантри отвечают прутья с как будто бы облетевшей от времени краской к с наконечниками в виде шишек, цветов, завитков. Выбор карниза и способа крепления диктуется не только эстетическими соображениями, ко и конструктивными особенностями помещения. Так, если перегородки выполнены из гипсокартона, они уже не выдержат штангу под тяжелую портьеру. Приходится или выбирать облегченный вариант со струнным карнизом и воздушной шторкой, или закреплять карниз на потолке. Другой случай, требующий нестандартного решения, — чересчур широкие подоконники. Выход: или делать штору короткой, или крепить карниз к потолку (длина выноса кронштейнов под карниз ограничена). Естественно, не всякий крепеж на это рассчитан. Поэтому стоит продумать технологию и проверить стены на прочность до покупки карниза. Кроме того, придется позаботиться и о комплекте кронштейнов. Их количество зависит от длины карниза и предполагаемой нагрузки. Так, под среднюю нагрузку карниз длиной до 1,5 м потребует двух кронштейнов, длиной 2—2,5 м — уже трех, 3—3,5 м — четырех, а 4—5-метровый карниз будет надежно висеть только при пяти кронштейнах.

Иногда готовые карнизы могут не подойти по длине. Некоторые современные карнизы имеют переменную длину (специальный механизм позволяет их наращивать или укорачивать, подбирая оптимальный для вашего окна размер). Желательно, чтобы карниз выступал с каждой стороны проема примерно на 20 см. Тогда, раздвинув занавеску, можно будет полностью открыть окно. В последнее время появилось множество окон, сложных по форме. Для арочных проемов предлагаются изогнутые карнизы. Радиус их изгиба можно подобрать в соответствии с конфигурацией арки.

Имеет смысл исследовать и саму конструкцию карнизов. У одинаковых на первый взгляд механизмов от разных производителей есть, оказывается, некоторые различия. Например, металлические кольца, на которых штора перемещается по штанге у одних производителей сделаны однородными, у других — внутренняя поверхность кольца, соприкасающаяся со штангой, имеет тефлоновое покрытие. В результате штора движется вдоль окна более свободно и совершенно бесшумно. Этот нюанс, безусловно, повышает цену изделия, но для детских и спален избавление от такого активного раздражителя, как шум, является необходимым.

Если же говорить о современных веяниях, то заслуживают внимания прозрачные штанги для штор, изготовленные из акрила. Кажется, что закрепленная на них ткань просто висит в воздухе. Существует и множество металлопластиковых карнизов, в которых несущий металлический стержень спрятан под или за нарядной пластиковой оболочкой. Также интересны появившиеся на рынке модели с дистанционным управлением.

Началось все с простых деревянных жердей, через которые перебрасывалась ткань, служившая занавеской, позже к ним добавились кованые штанги, а затем карнизы стали продергивать сквозь подшитый край драпировки. Вот тут-то и понадобились надежно удерживающие ткань наконечники-ограничители. В их оформлении предпочтение отдавалось растительным и животным мотивам: большие шишки и желуди, фигурки зверей и людей, химер и чудищ из слоновой кости, черной бронзы, нефрита, мрамора, конского волоса, хвостов экзотических животных, сердолика, обсидиана; наконечники копий, деревянные шары, кокосовые орехи и засушенные кактусы... — широкий простор для размаха фантазии, к тому же наконечники легко заменимы. Сегодня фабрики выпускают полный комплект аксессуаров в одном стиле для создания законченного образа окна.

Распространенная тема дизайна наконечников — геометрические формы: цилиндры, конусы, шары. Они изготавливаются из дерева, матового или прозрачного цветного стекла, металла, проволоки. Морская тематика также привлекает производителей: «устрицы», «наутилусы», «рапаны» — все они прекрасно подойдут и для романтических гостиных путешественников, и для комнат тинэйджеров. А для малышей предлагаются объемные завершения карнизов в виде зверушек: медведей, зайцев, кошек и мышек. Актуальными мотивами сегодня также считаются фрукты, цветы, бабочки, стрекозы и т.д.

Итак, чаще всего мы обращаем внимание даже не на сам карниз, а на его декоративные элементы: наконечники-флероны, кольца, кронштейны, держатели, люверсы, клипсы и т.д. Поэтому стоит повнимательней отнестись к этим маленьким, но важным предметам.

Люверсы и клипсы — детали многофункциональные. Так, люверсы — это металлические или пластиковые кольца, «обжимающие» отверстия в ткани. Могут служить и крепежом, на котором висит драпировка, и украшением, нашитым на ткань или обрамляющим произвольно расположенные на ней отверстия. Клипсы же, во-первых, удерживают ткань на карнизе, а во-вторых, служат декоративными зажимами для складок, что позволяет моделировать объем драпировок. Для многопрофильных карнизов предлагается облегченный вариант декора — предусмотренная на передней панели «липучка». Она позволит закрепить легкий ламбрекен, который и закрывает собой несущую конструкцию. Обратите также внимание на всевозможные держатели, крепящиеся к стене. Они удобны тем, что, когда окно зашторено, их совершенно не видно за тканью, но при необходимости за них можно перекинуть штору, открывая и окно и украшая интерьер.

Декоративные булавки — это художественные изделия из кожи, мельхиора, дерева, природного камня, стекла и их сочетаний. Они позволяют моделировать драпировки и акцентируют на себе внимание. С их помощью вы можете легко менять вид окна, пропуская ткань шторы сквозь отверстия в булавках-пряжках или закалывая каскады складок каждый раз по-новому.

Образ шторы складывается из многих составляющих, в том числе из пассаманерии: кистей, шнуров, тесьмы, бахромы. Декор такого рода изготавливается преимущественно из натурального волокна или вискозы. Может быть пышным, подчеркнуто роскошным (из бисера разных оттенков), а может ограничиваться скромными природными украшениями (джутовыми, пеньковыми или льняными). Интересное изобретение - кисти-саше для штор, снабженные мешочками с пряными травами или ароматическими солями. Эти остроумные украшения наполняют комнату приятными запахами, создавая особую атмосферу и улучшая микроклимат. Состав ароматов может быть самым разнообразным, в зависимости от его воздействия на человеческий организм. Так, для гостиной подойдут запахи мяты, розмарина, хвои ели, сосны, кедра, можжевельника — они очищают, освежают, бодрят, снимают стресс. Такое же воздействие оказывают и цитрусовые: лимон, мандарин, апельсин. Запахи этих растений поднимают настроение, освежают, стимулируют, а значит, их можно использовать и в кабинете, добавив «проясняющий мысли» базилик, тонизирующие лимонник и эвкалипт, воодушевляющую мирру. В спальне нужно создать убаюкивающую атмосферу: для этого можно использовать бергамот, который и поднимает настроение, и одновременно успокаивает. Герань мягко сбалансирует ваши эмоциональные колебания, создаст ощущение гармонии. Лаванда — прекрасный релаксант, смягчающий перепады настроения. Великолепная роза и скромная ромашка действуют успокаивающе, а вот ладан и сандал еще и прогоняют страх. Сандал делает человека чувствительным. А майоран прекрасно расслабляет, что просто необходимо для спокойной ночи.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект G-201-1P