Стройся!!! Строительство, проекты домов Школа современного дизайна   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Японский стиль

Если окинуть взглядом нашу современную российскую повседневность, то сразу станет заметным — в ней довольно много японского: японские рестораны, икебана в каждой витрине, новомодная японская проза и поэзия, боевые искусства, не говоря уже о японской технике, от фена до автомобиля. Актуально стало также и искусство дизайна интерьера страны восходящего солнца. Почему такая далекая Япония так тесно связана в наших мыслях с пониманием прекрасного?

Японские жилые помещения представляют собой изысканные и своеобразные «миры» как в древности, так и вплоть до наших дней. Для них характерна утонченность, геометрическая гармония, просторность. Убранство помещений было единым, однако отражало и индивидуальный вкус хозяев. Покой и отречение от всего мирского как нельзя лучше осуществлялись в стенах этих построек, которые до сих пор восхищают западного человека. Метод строительства японских домов с их ясной логикой, функциональностью, ясным оформлением пространства и аристократическим пуританством стал образцом современного строительства жилых домов.

Современный японский интерьер четко разделен на две зоны: внешнюю, «уличную» (здесь ходят в обуви), и внутреннюю, где ходят босиком или в таби — японских носках с отделением для большого пальца. Отдельные комнаты изолируются друг от друга циновками строго определенных размеров. Также зонирование здесь осуществляется с помощью излюбленных на Востоке ширм и фусуми (раздвижные японские двери-перегородки толщиной около 2 и шириной около 90 см). По высоте фусуми гораздо ниже наших дверей — всего 180 см.

Внутренняя зона включает в себя чайную комнату, гостиную, спальню и кухню. Во внешней остаются холл — «дворик», прихожая и санузел. Во внутренней зоне пол дощатый, в «уличной», как и положено, каменный (камни, керамическая плитка, керамогранит). Такое деление не случайно. Основная идея в том, чтобы создать «дворик», объединяющий отдельные павильоны (зачастую комнаты в квартирах самостоятельные, представляют не связанные между собой пространства). Входя в квартиру, вы словно оказываетесь внутри японского сада со всеми его атрибутами: каменными фонарями, чайным домиком, деревьями, камнями и т. д. Для японцев сад при доме значит очень много. Даже в больших городах вроде Токио, где плотность застройки невероятно высока, семья, если имеет хоть клочок земли, обязательно посадит на нем маленькое дерево и поставит каменный фонарь.

Санузел в квартире должен располагаться во внешней зоне, так сказать, «на улице». Переход из спальни в туалет — только по камням. Санузел принято оборудовать в отдаленном, но живописном уголке сада, дабы окружающая красота могла как-то сгладить прозаичное назначение строения.

У японцев в доме почти отсутствуют декоративные и художественные изделия. Поэтому небольшие жилые комнаты казались пустыми и строгими. Помещения украшали только обшивка стен и потолка светлыми породами древесины и нежная расцветка раздвижных перегородок и деталей стен. Гармония внутренних помещений достигалась благодаря применению толстых циновок для пола и всего нескольким, но изысканным изделиям мебели. Формы мебели обусловливались особыми обстоятельствами. Толстые циновки, использующиеся в японских квартирах для покрытия полов, были настолько мягкими, что даже каблуки оставляли отпечатки (японцы, заходя в дом, всегда снимают обувь), поэтому необходимо было создавать легкие изделия мебели, ножки которых не вдавливались бы в покрытие пола. В японском жилище вообще мало мебели, но зато она была прекрасно оформлена и радовала глаз прекрасной металлической фурнитурой, красочностью и изящной лаковой отделкой.

Так как японцы отдыхали на циновках, сидя на коленях или на корточках, то они почти не пользовались мебелью для сидения, а ели, писали, рисовали или пили чай, сидя на корточках. Только знать и высшее духовенство в определенных случаях пользовались креслами, которые напоминали современные складные стулья со скамеечкой для ног. Японцы не пользовались кроватью; они спали, в основном, на татами с красивым узором, на которую клали тонкий, набитый хлопком матрац. Вместо подушки, как и древние египтяне, они использовали деревянную подставку для головы, с крутящимся цилиндром, часто сплетенным из тростника. Около ложа стоял бумажный фонарь с реечным каркасом. Столам также не придавалось такого значения, как у нас. Для определенной работы, например для письма, японцы использовали удлиненный, высотой 20—40 см лаковый столик с выдвижными ящиками; другой формой стола был лаковый сервировочный столик.

  1. Татами — соломенный мат толщиной 5 см, обтянутый тканым полотнищем из тростника игуса. На нем сидят и спят. Татами имеет размер 180x90 см. Японцы до сих пор считают площадь не квадратными метрами, а татами. «Комната в 6 татами» — такую фразу можно услышать и в современном Токио.

Японские шкафы больших размеров, а также сундуки, которые выставлены в некоторых европейских музеях, изготавливались только для экспорта на Запад, в Японии они не были распространены. Там можно было встретить лишь маленькие комоды с беспорядочно расположенными выдвижными ящичками, из легких светлых пород древесины, с металлической фурнитурой.

Место больших шкафов заняли две или три ниши в стене, одна из них — пустая, с приподнятым полом — играла важную роль в полной условностей жизни японского дома. В торжественных случаях это пространство украшалось свитками, вазами для цветов и бронзовыми статуэтками святых. Ниши на одной или обеих сторонах выполняли функцию встроенных шкафов. По своему оформлению ниши эти были весьма разнообразны: с раздвижными дверками и открытыми живописно располагавшимися полками. В этих нишах японцы хранили свой гардероб, предметы первой необходимости и немногочисленные постельные принадлежности.

Также в японских квартирах было очень много маленьких лаковых шкафчиков-ларчиков или шкатулок для письменных и туалетных принадлежностей, игрушек. В сундуках из камфорного дерева в Японии традиционно хранят одежду. Это дерево передает ткани свой необычный запах (мало похожий на запах нашего камфорного масла). Более того, находясь в сундуке, вещи проходят бактерицидную обработку, что очень важно в случае, если одежду (например, дорогие расшитые кимоно) редко стирают. К тому же камфора препятствует размножению различных насекомых. Эти изящные изделия японской обстановки были украшены толстыми шелковыми шнурами с кистями; гравированная и позолоченная бронзовая фурнитура подчеркивала их декоративность. Некоторые лаковые шкафчики имеют необычную конструкцию.

Свои немногочисленные изделия мебели японцы изготавливали с большим мастерством. Неправильные, асимметричные комбинации отдельных элементов и ритмичное их повторение — характерные свойства японской мебели. Характерна и изящная, основанная на естественных формах, иногда стилизованная, почти натуралистическая орнаментика. Если китайское искусство столетиями оказывало сильное влияние на прикладное искусство Европы, то японские изделия появились в Европе только в конце XIX в. неожиданно и привлекли всеобщее внимание. В 1861 г. изолированная до тех пор Япония вступила в торговые отношения с европейскими странами и наводнила их своими замечательными товарами. Японское прикладное искусство превосходило не только художественное ремесло других азиатских стран, но и плодотворно влияло на него и даже на европейское искусство.

Удивительный вкус, продуманность и завершенность даже мельчайших деталей, единство формы, материала и отделки отличают японский интерьер, который гармонично вписывается в рамки легких архитектурных форм. За каждой вещью здесь стоит гораздо большее, чем голая функция, — стоит некий особый национальный дух, атмосфера, мироощущение, в конце концов, философия. И все это многие века остается для нас загадкой, тем самым привлекая и маня к себе еще больше. Если же вы просто «помещаете» экзотические предметы в инородную среду, то они могут поблекнуть, заснуть. От них останется лишь форма, а восточный дух, ради которого мы их приобретаем, улетучится.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект I-195-1D