Стройся!!! Строительство, проекты домов Школа современного дизайна   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Встреча Востока и Запада — колониальные интерьеры

Сегодня в дизайне интерьера продолжает властвовать минимализм. Однако при всей своей гармоничности, минималистические интерьеры нередко проигрывают отсутствием тепла и уюта. Иногда обстановка кажется столь холодной, безжизненной, абстрактно-философской, что так и хочется согреть ее яркими акцентами, самобытными деталями. Не случайно колониальный стиль в интерьере — этот великолепный результат синтеза восточной и западной культур, ставший следствием европейской колонизации, — сегодня вновь актуален. Экзотический аромат и глубокая символика дальних восточных стран сочетаются в нем с европейской роскошью и комфортом.

Индия, Мьянма (Бирма), Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Филиппины и другие восточные страны, — бывшие колонии великих европейских империй, — сохранили национальные традиции, хотя и подверглись влиянию западной цивилизации. Изысканные предметы восточного интерьера на протяжении нескольких веков привозились в Англию, Францию, Испанию, Португалию: адаптировавшись к новым условиям, они прочно вошли в европейскую культуру вообще и дизайн в частности.

Далеко не каждая вещь в колониальном стиле несет в себе чистоту восточного образа: нередко встречаются предметы обстановки, сделанные в подлинно европейских традициях. Это связано с тем, что до прихода колонизаторов во многих азиатских странах была слабо развита культура изготовления мебели. Чтобы наладить привычный быт, европейцам поначалу приходилось привозить с собой все необходимые предметы интерьера. Постепенно местные мастера научились подстраиваться под вкусы чужеземцев, создавая мебель, пригодную не только для обустройства тропических бунгало. Так, объединяя восточный и западный взгляды на жизнь, начал формироваться колониальный стиль.

Первые испанские колонизаторы, захватившие филиппинский архипелаг еще в XVI в., под воздействием жаркого тропического климата и частых землетрясений были вынуждены пойти на компромисс и присмотреться к местным методам постройки. Отсюда возникло строительство «каменно-деревянных» домов, получившее широкое распространение в колониальной архитектуре. Первый этаж, как правило, сооружали из камня или кирпича, второй — из дерева. Высокие деревянные колонны окружали дом, поддерживая верхний этаж. Пространство под колоннами занимали открытые романтические веранды, на которых богатые плантаторы устраивали чаепития и любовались природой.

Широкое развитие колониальная архитектура и дизайн получили на острове Сингапур, где с начала XIX и до середины XX в. хозяйничали англичане. Большим успехом среди них пользовалось строительство колониальных бунгало — домов, возникших на пересечении европейских и восточных архитектурных традиций. Само слово «бунгало» уходит корнями в историю Индии. С древних времен так назывались дома местных жителей Бенгалии — исторической области в бассейне нижнего течения Ганга, на территории которой располагались различные индийские государства. В конце XVIII в. эти земли были завоеваны английскими колонизаторами и присоединены к Британской Индии. Сооружая для себя дома, европейцы взяли за основу местные бунгало — небольшие стоящие на сваях хижины с крышами в форме полумесяца и длинными террасами (чтобы избежать сырости, дома устанавливали на высокие сваи, что также способствовало проветриванию помещения, а низкая крыша с навесом предохраняла от дождя и солнца). С течением времени тропические жилища были усовершенствованы, дополнены европейскими элементами, внутреннее убранство приобрело «цивилизованный» вид, и все это получило название «колониальные бунгало». Так сформировался наиболее распространенный тип колониальной архитектуры XIX в.

Расцвет английского колониального стиля пришелся на времена правления британской королевы Виктории. Сингапур стали называть «гордостью британской короны на Востоке». Служба в колониях, приносивших империи недюжинные доходы, становилась престижной, европейские колониальные дома приобретали все более роскошный вид. Апофеозом колониальной архитектуры стали так называемые «черно-белые» дома, получившие широкое распространение в Смитапуре и других английских колониях. По архитектурным особенностям они напоминали филиппинские: первый этаж строили из кирпича и окружали просторной верандой с колоннами, а для второго этажа использовали дерево и бамбуковые панели. Колонны, стены и оконные рамы обычно окрашивали в белый цвет, остальные элементы структуры — в черный. Строгий английский вид домам придавали широкие жалюзи в черно-белую полоску. Отсюда и пошло название этого архитектурного стиля.

Интерьеры в колониальном стиле
Рис. 23. Интерьеры в колониальном стиле — уютные и комфортные

Первый этаж занимала большая гостиная с обеденной зоной, где устраивались приемы и отмечались праздники. Но главное место в доме находилось на этаж выше. Здесь с двух сторон от центральной гостиной симметрично располагались две уютные спальни и ванные комнаты, куда имели доступ только хозяева и близкие люди. Лоджия второго этажа, повторявшая архитектуру веранды, открывала вид на бескрайние каучуковые плантации.

Внутри дома европейцы старательно пытались воссоздать атмосферу покинутых ими стран, брезгливо отбрасывая все азиатское. Но со временем культура Востока проникла и надолго поселилась в колониальных домах в виде плетеной мебели, красочных ковров и подушек, экзотических украшений. Неотъемлемым атрибутом внутренней отделки был отполированный до блеска деревянный пол, роль окон выполняли жалюзи, защищавшие дом от жарких солнечных лучей, на стенах красовались рога диких животных, пейзажи и фотографии далекой родины. Из мягкой мебели предпочтение отдавалось «плетенке», а на креслах и кушетках обязательно красовались яркие шелковые подушки.

Соприкасаясь с интерьером «колониального» дома, ощущаешь прикосновение вечности: столы, обтянутые крокодиловой кожей, бронзовые подсвечники, мраморные статуэтки, комоды и сундуки из дорогих пород дерева, письменные столы со множеством ящичков — все эти атрибуты богатого убранства помещения изготовленные вручную умелыми мастерами кажутся основательными и бесценными. Предлагаем вам рассмотреть основные акценты колониального стиля и использовать наши советы по воссозданию его в своей квартире.

  • Мера: колониальный интерьер подразумевает просторную планировку, где каждому предмету мебели выделено свое пространство. Несомненно, каждая вещь из предметов колониального стиля — произведение искусства, однако не торопитесь украшать ими весь дом, иначе вы рискуете превратить его в музей. Изысканная деталь требует к себе внимания, ее должно быть видно со всех сторон, ей необходимо свое энергетическое поле. Правильно выбранная и грамотно расположенная, она, воистину, способна задать тон всему интерьеру.
  • Цветовая гамма. Оформляя свой дом в колониальном стиле, желательно не злоупотреблять яркими отделочными материалами, броскими деталями и другими раздражающими элементами. Атмосфера должна быть располагающей к отдыху, колористика — естественной, освещение — теплым и успокаивающим. Важен контраст между предметами — светлой и темной цветовых гамм. Стены лучше покрасить в белый, бежевый или иные пастельные тона. На белом или другом светлом фоне хорошо будет смотреться массивный кожаный диван с резными подлокотниками или столовый гарнитур из красного дерева. Белизну стен можно уравновесить при помощи резных панно из темного дерева, бумажных вееров или картин с восточными пейзажами. Нежелательно ставить рядом мебель разного цвета и различных пород дерева, чтобы не создавать стилевую дисгармонию.
  • Свет. Желательно, чтобы помещение было хорошо освещенным. Идеального светового баланса можно достигнуть, сделав одну стену полностью стеклянной. Комната будет залита светом, и темно-коричневая мебель не станет действовать угнетающе. Для окон лучше использовать жалюзи-циновки, легкий прозрачный тюль или же вообще не закрывать их, чтобы весь день можно было любоваться видами из окна (прекрасно, если природными).
  • Пол. Идеальное покрытие для пола — широкая мореная половая доска. Успехом пользуется также выбеленный дуб (сверху на темную доску наносятся белые вкрапления). Можно использовать и светлую керамическую плитку, стилизованную под кирпич или грубый камень. Элегантно разграничить пространство позволит деревянный настил из тика, имеющий красивый боковой срез. У кровати или в специально отведенном для отдыха уголке можно положить на пол циновки или длинные ковровые дорожки. Удачно впишется в интерьер и большой ковер с геометрическим или цветочным орнаментом. Избежать лишнего загромождения пространства помогут встроенные в стены полки, где займут свое место всевозможные статуэтки, шкатулки, сундучки и другие безделушки.
  • Дерево. Основа стиля — мебель. Колониальная мебель производится из экологически чистых натуральных материалов, безвредных для организма человека. Наиболее востребованная порода древесины — тиковое дерево. Этот твердый и маслянистый материал идеально подходит для сложной резьбы по дереву. Он не портится от сырости и не боится перемены климата. Губительное действие на него оказывает лишь сухой воздух. Поэтому влажность в помещении не должна опускаться ниже 50%. Сегодня на Востоке широко распространен способ производства тиковой мебели из старой древесины, привлекающий мастеров своей дешевизной и приятным янтарным оттенком с золотистыми разводами, присущими такому материалу. Таким образом, дерево из разобранных старых домов и поднятых со дна водоемов лодок обретает свою вторую жизнь.

Не менее ценятся отдельные породы каучукового и тюльпанного дерева, тиса, азиатские виды ореха, китайское красное дерево, а также ротанговая пальма, из лиан которой создается необычайно модная сегодня плетенная мебель. Последнюю отличают легкость, прочность и абсолютное равнодушие к причудам погоды. Плетеная мебель универсальна, она идеально подходит как для тропического, так и для относительно сурового европейского климата. Требуется лишь периодически обрабатывать ее воском или канифолью.

В богатых домах «туманного Альбиона» плетеные кресла, столы, кушетки и корзины прочно обосновались еще в середине XIX в., а сегодня мода на ротанг захлестнула весь мир. Такая мебель стала атрибутом красивой жизни и проникла не только в роскошные загородные дома, но и в офисы крупных компаний. Помимо ротанга для изготовления плетеной мебели применяется водяной гиацинт — новинка на российском мебельном рынке. Это редкое растение (родом из Южной Америки) ни в чем не уступает ротанговой пальме. Оно так же прочно, долговечно и привлекательно. Волокно растения получается из стебля, очищенного от корней, листьев и сердцевины. После просушки и дополнительной обработки восточные мастера плетут из него удобные кресла, диваны и кушетки, как правило сочетая его с тиковой основой.

Этническое звучание в колониальный интерьер вносят предметы обстановки, созданные из бамбука. В азиатских странах бамбук применяется наиболее широко. Гребни, заколки для волос, различная кухонная утварь и другие бамбуковые изделия до сих пор популярны на Востоке. В прежние времена из стеблей бамбука мастерили декоративные мечи, детские  музыкальные инструменты, весьма забавные предметы деревенского быта, например, корзинку без дна (суньлунь) для сушки одежды на жаровне или циновку под названием «бамбуковая жена», которую клали в постель, чтобы согреться от холода.

В Китае бамбук стал символом долголетия, воли и стойкости перед жизненными невзгодами. Из его стеблей, заполненных порохом, делали фейерверки или просто клали их в костер. Считалось, что взрывающийся с оглушительным треском бамбук распугивает злых духов. Стебли бамбука шли также на изготовление кистей и бумаги коричневого оттенка для каллиграфии.

Сегодня легкие, но прочные бамбуковые стебли идут на изготовление миниатюрных столиков, диванов и табуретов. Особенным успехом пользуются пятнистые сорта бамбука. Мебель, полностью сделанная из бамбука, — большая редкость. Обычно его сочетают с ротанговым плетением и кожей. Плетеные кресла и диван с бамбуковыми ножками удачно впишутся в гостиную загородного дома или составят гармоничную композицию с цветами и зелеными кустарниками в саду. Бум вокруг бамбука вызвал волну подражаний этому тропическому растению. Из тика и розового дерева начали делать мебель, которую на вид почти невозможно отличить от бамбуковой. Мебельные гарнитуры, столы и этажерки из лжебамбука и сегодня пользуются популярностью.

Излюбленные детали колониального стиля — сундуки и шкафы-аптечки (комоды с множеством маленьких ящиков для хранения медицинских препаратов или трав) — также изготавливаются из древесины тика, обтянутой кожей буйвола. На кожу методом тиснения наносится оригинальный декор. Крышки сундуков и ящики аптечек зачастую украшаются бронзовыми и латунными ручками. Чтобы металл блестел и не повреждался, на него под воздействием окисления в естественной среде или при помощи специальной обработки — патинирования — наносят особую пленку, предохраняющую изделие от коррозии. Сундук можно использовать не только в качестве емкости для хранения старой одежды или ненужных вещей, но и как придиванный стол, накрыв его стеклом или шелковым палантином.

  • Детали. Незаменимую роль в колониальном дизайне играют аксессуары. Настольные лампы и торшеры, подсвечники и статуэтки, подставки для цветов и настенные панно, люстры и зеркала делают интерьер изысканным и создают теплую непринужденную атмосферу. При изготовлении ламп наиболее распространенные сочетания — мрамор, бронза и кожа. Например, на мраморной основе стоит бронзовый слон и держит на спине кожаный абажур, расписанный цветочным орнаментом. Помимо слонов в роли «носителей» абажуров выступают львы, медведи и обезьяны. Отдельным абажурам придают потрескавшийся вид, стилизуя их под старину. Кроме кожи, абажуры делают из плотного льна и шелка. Синтетические волокна не применяются, дабы не нарушать основной принцип — натуральность материалов. Для изготовления статуэток и люстр используется бронза. Отлитые в бронзе слоны, львы, буйволы и черепахи не отличаются изяществом, но смотрятся гармонично в сочетании со светлым ореховым гарнитуром или легкой плетеной мебелью. Люстры, подсвечники и подставки для цветов также изготовляются из бронзы, латуни и других, более легких металлов. Инкрустация латунью часто используется при декорировании деревянных рам для зеркал.
  • Ткань. Украшая свое жилище, не следует забывать о таких важных атрибутах домашнего уюта, как подушки, панно и салфетки из тайского и бирманского бархата. Расшитые изящным узором с золотыми нитями, блестками и кусочками зеркального стекла, они вносят разнообразие в цветовую гамму и делают интерьер нарядным.
  • «Звериный стиль» — без него невозможно представить колониальный интерьер. «Звериная» тематика — его изюминка и особенность. «Звериный стиль» — одно из первых, сформировавшихся задолго до нашей эры, направлений восточного искусства. Фигурки горных баранов, оленей и львов служили талисманами, защищая людей от злых духов, наделяя природными силами. Такое внимание к представителям фауны связано с особенностями восточного менталитета, отражающего стремление к гармонии с природой и окружающим миром. В колониальном интерьере зверушки нашли себе место повсюду, животные как будто играют с предметами обстановки: бронзовые черепашки водрузили себе на панцири кожаный сундук, обезьяны, одетые во фраки, покорно несут тяжелый книжный шкаф или аккуратно поддерживают плафон, а латунные слоны своими длинными хоботами обхватывают вазу для цветов. В свою очередь, столы, комоды, сундуки и торшеры повторяют очертания животных, подражая их пластике и повадкам. Слоны, львы, буйволы, обезьяны и черепахи — это далеко не весь перечень обитателей колониального интерьера.
  • Озеленение. В таком интерьере непременно должна присутствовать растительность: экзотические цветы, пальмы в больших глиняных горшках и стебли бамбука привнесут в дом свежесть тропического леса и тепло азиатских стран.

Итак, составляющие стиля — натуральные материалы, добротная мебель ручной работы, пастельные или природные тона в оформлении помещения, яркие акценты в тканевом декоре и, конечно же, «звериная» тематика. Главный же враг при оформлении дома в колониальном стиле — сухой прагматизм. Не стоит забывать, что «Восток — дело тонкое», что он очень эмоционален и «живописен» и многие вещи на Востоке создаются просто ради красоты.

В сверхактивном XXI в. колониальный стиль является ностальгическим воспоминанием о давно ушедших временах и событиях, об исторической и культурной встрече Востока и Запада. Погружаясь в эту атмосферу, мы ощущаем мощь восточной древности и европейскую филигранность, экзотику и естественность природного, но главное — умиротворение и уют, помогающие нам укрыться от агрессии больших городов. И в этом, наверное, секрет повсеместного успеха колониального стиля сегодня.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект F-180-1D