Стройся!!! Строительство, проекты домов Лепка   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Лепка декоративных растений

Среди элементов, из которых складывается композиция лепного орнамента, наиболее распространенными являются мотивы растительного мира. Изображения различных растений присутствуют везде — в узорах фриза, в капителях, кронштейнах, панно, на вазах. Лепка растительного орнамента производится на ровной и гладкой поверхности, площадь которой соответствует размерам изделия. Для того, чтобы создать ровную поверхность (грунт), существует много способов.

Выбор способа зависит от характера пластического материала, который будет применяться в лепке. К примеру, лепку из пластилина или воска удобно производить на поверхности деревянного щита, сделанного из фанеры в виде чертежной доски. Но такой фанерный щит совершенно непригоден для лепки из глины, так как для сохранения ее пластичности глина требует влажности, а фанерный щит от влаги быстро расслоится. Для глиняных работ будет хорош простой нестроганый деревянный щит, который достаточно выровнять при помощи цикли. На этот щит наносится грунт, представляющий собой тонкий слой гипса. Пока гипс не затвердел, его выравнивают правилкой. Когда гипс схватится, то окончательная доводка поверхности производится при помощи цикли. Когда гипсовый грунт приобрел ровную и гладкую поверхность, на него химическим карандашом наносится контур орнамента. После этого наносится слой светлого шеллачного лака таким образом, чтобы через него ясно просвечивался нанесенный рисунок. Лаковый слой будет являться изоляцией гипсового грунта от проникновения в него влаги из глины.

Для глиняных работ можно предусмотреть и другое грунтовое покрытие — это слой глины толщиной до 20 мм. Преимущество глиняного грунта перед гипсовым заключается в его экономичности. Глина, которая снята с грунта и вновь замоченная, может быть использована повторно, в то время как гипс, будучи однажды использованным, вторично непригоден к употреблению.

Лепка растений с натуры или с хороших гипсовых копий развивает технические навыки работы с глиной, совершенствует зрительную память, позволяет отделять главное, ключевое в изделии от второстепенных деталей. В принципе лепка растений должна основываться на знании всех особенностей данного растения — линий его рисунка и его пластики. В природе растение имеет определенное движение, связанное с особенностями его роста, строения развития. Стремясь к солнцу, растение устремляет вперед свои лепестки. Если встречается какое-либо препятствие, то растение, красиво и плавно выгибаясь, преодолевает препятствие, давая новое движение как стеблю, так и каждой ветке, каждому листку.

Именно все эти разнообразные повороты растений и создают игру светотени, тот художественный эффект, который и необходимо научиться передать в глине. В лепном декоративном орнаменте часто встречаются ветви дуба, лавра, винограда, пальмы и других растений. Неплохо для начала изваять лист пятилистника, увеличенного по сравнению с натурой в 5 раз. Это позволит изучить детали растения и все мельчайшие колебания рельефа. Большой размер изделия даст возможность произвести всю лепку пальцами, не прибегая к инструментам, что особенно важно для новичка.

Сама лепка рельефного изображения состоит из двух этапов. Первый — эскизная прокладка изображения. Второй — детальная обработка контура и поверхности рельефа воспроизводимого изображения. В такой технологической последовательности глиняная модель приводится в состояние полной законченности и может стать точной копией оригинала.

Начнем с эскизной прокладки рельефа. Этот этап осуществляется пальцами рук в такой последовательности: большим и указательным пальцами правой руки глину кусочками накладывают и обминают на грунте, руководствуясь оригиналом. В это же время указательный палец левой руки как бы задерживает разминаемую правой рукой глину, чтобы она не выходила за пределы контура. Оговоримся, что функция указательного пальца левой руки имеет место только при лепке изделия больших размеров. Если речь идет об изделии средних или малых размеров, то в левой руке будет стек, обеспечивающий более тонкие корректировки. Эскизная прокладка — это самая трудная и ответственная часть в работе модельщика. Она требует довольно высокого уровня мастерства и наличия художественного чутья. Хорошо проработанный рельеф орнамента с большой игрой светотени, с переходом от плоского изображения к рельефному обеспечит успех второго этапа работы, даст полную завершенность отделки орнамента в глине или гипсе.

Чтобы правильно выполнить эскизное изображение, необходим ряд условий: во-первых, оригинал должен находиться впереди щита или рядом с ним на близком расстоянии. Модельщик должен не только видеть оригинал, но и осязать его на ощупь. Во-вторых, определение рельефа следует производить на основании нахождения профиля впереди или вида сбоку. И наконец — прокладку следует начинать с самых основных частей орнамента. Так, например, при лепке ветки дуба, лавра, винограда, мака, розы и т.д. сначала прокладывают стебельки ветки и только потом листья и цветки. Также и прокладку орнаментированного фриза следует начинать со стержней спиральных завитков, как основы растения и потом на стержни завитков накладывать листья.

Пятилистник
Рис. 19. Пятилистник

Для конкретного примера рассмотрим процесс эскизной прокладки и окончательной отделки в глине пятилистника, как наиболее простого по форме растения (рис. 19). Берем щит с соответствующим грунтом и рисуем на грунте растение, которое хотим воспроизвести. Затем прокладываем нижний стебель пятилистника с основной направляющей жилой среднего листа. Накладываем глину, лепим этот стебель и направляющую жилу листа. Выявляем высоту рельефа в соответствии с профилем оригинала. Затем приступаем к лепке верхней части листа по рисунку на грунте. Накладывая кусочки глины, заполняем ими площадь листа с той и другой стороны проложенной жилки среднего листа, и, равняясь по ее высоте, выминаем поверхность рельефа листа в целом. Пальцы левой руки задерживают глину, как мы говорили ранее. Закончив полностью рельеф среднего листа, приступаем к прокладке четырех малых листьев, т.е. сначала лепим рельефы жилок листьев, берущих свое начало от нижнего стебля растения, а затем и сами листья.

Когда эскизная прокладка пятилистника закончена, проверяем и уточняем уже полученную общую форму по рисунку (оригиналу), прорабатываем все мелкие детали, постоянно сверяя их с оригиналом. И только после этого (после детальной проработки листа) приступаем ко второй части работы, при которой необходимо применение инструмента (стека). Работая стеком и пальцами, производим тщательную зачистку поверхности листа, придавая ему окончательную форму. Исправляя таким образом дефекты контура листа (во всех подробностях) доводим модель до рельефной завершенности.


Рис. 20. 1 — лавровая ветка; 2 — дубовая ветка;

Теперь рассмотрим технологию процесса лепки ветки лавра (рис. 20, 1). На щите с глиняным или гипсовым грунтом рисуют лавровую ветку, сверяясь с оригиналом. Лепку начинаем с основного сучка ветки. Рельеф сучка в основной части сравнительно толстый, в верхнем превращается в тонкий прутик. Соответственно производится и наложение глины — внизу больше, вверху меньше. Нижнему концу сучка придаем форму, идентичную той, которую имеет образец (ветка не отпилена, а оторвана от дерева) и имеет неровную рваную форму. Закончив прокладку сучка, приступаем к лепке листьев. В первую очередь прокладывается верхняя группа листьев, расположенных на тонких прутиках листка. При эскизной лепке листьев надо уметь правильно пользоваться большим пальцем правой руки, с помощью которого выминают середину листа, придавая ему нужный рельеф и все изгибы жилок в соответствии с оригиналом.

В одном случае жилки могут находиться в углублении, т.е. в таком положении, когда боковые части листа приподняты над жилкой, а в другом случае наоборот, средняя часть с жилкой рельефно выступает, а боковые части как бы прижаты к слою грунта. В тех случаях, когда образец не копируется, а лепка производится по рисунку, хорошо листья в средней части ветки значительно приподнимать («отрывать») от грунта. Тогда они будут рельефно выступать из общей листвы, создавая эффектную игру светотени. Для разнообразия можно перебрасывать листья в некоторых местах через стебель сучка.

Когда закончена общая эскизная прокладка ветки, можно приступать к уточнению расположения всех листьев и детальной проработке каждого листа. Эта окончательная отделка производится при помощи стека. Загладив поверхность листа, придают ему фактуру растения, выявляют направляющую среднюю жилку, а на боковых краях листа делают отвороты и углубления для поперечных (диагональных) жилок. Затем выбирается фактура коры сучка и все второстепенные ветки и стебельки листьев.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект F-154-1D