Стройся!!! Строительство, проекты домов Лепка   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Композиция

Для правильного построения композиции необходимо руководствоваться закономерностями сочетания частей целого между собой. Лепку можно считать гармоническим сочетанием отдельных элементов задуманного архитектурного образа, построение которого подчиняется перечисленным ниже архитектурно-художественным решениям.

Симметрия

Симметрия (соразмерность) — две зеркально одинаковых части с обеих сторон мысленно проведенной средней линии (рис. 1). Соразмерными считаются части, кажущиеся одинаковыми с обеих сторон оси симметрии только по своему оптическому действию (например, повторяющиеся формы с небольшими отклонениями размеров). Асимметричными соответственно будут те формы, которые неодинаковы (различно образованы) с обеих сторон средней линии.

Симметрия
Рис.1. Симметрия

Пропорция

Пропорция — это закон размещения, согласно которому отдельные части в целом находятся в определенном отношении друг к другу (например, золотое сечение). На рис. 2 даны пропорции тела человека. Эти пропорции в общем и целом верны для любой скульптуры.

Типовые пропорции скульптурной фигуры. За основу взята фигура высотой 180 см.
Рис. 2. Типовые пропорции скульптурной фигуры. За основу взята фигура высотой 180 см.

Лепке присущ определенный характер рисунка, особый строй композиции, развертывающийся на плоскости в виде законченного узора. Рядом с пропорциональностью находятся такие понятия, как соразмерность и соподчиненность всех элементов формы. Выбирая те или иные пропорции рисунка, надо соотносить их с функциональным назначением создаваемого образа.

Ритм

Ритм — это активное композиционное средство, важнейший признак которого — периодическая повторяемость элементов декора. Важную роль здесь играет и расстояние (пауза) между одинаковыми (или различными) элементами декора. Есть различные графические приемы для этого. Наиболее цельно эти приемы можно наблюдать в орнаментальных решениях фризов, порезок, карнизов и т.д. Наиболее широко применяемое решение в лепке — применение раппорта, что означает периодически повторяющееся изображение (рис. 3).

Раппорт
Рис.3. Раппорт

Профили

Профили являются важнейшим членением, которое сохранилось в архитектуре с античных времен до настоящего времени. В качестве элемента отделки можно составлять многочисленные профили. Каждый вариант профиля соответствует углу зрения (высоте и расстоянию) и освещенности (дневное или искусственное). Требуются значительный опыт и профессиональные знания, чтобы оформить отдельный профиль светом и тенью. Профиль равномерно проходит по контуру помещения или оканчивается у поверхности соседних строительных элементов. Продление профилей, т.е. соединение двух контуров с одинаковой формой (стыковое, остроугольное или прямоугольное соединение) это уже своеобразная отделка. Изломы профилей состоят из внутренних и наружных повторений профилей одинаковой формы. Два излома профилей могут образовать выступ или впадину на плоскости стены. Продолжение профиля — это обвод профиля стены, примыкающей под прямым углом или наклонно.

Изготовление профильных элементов — наиболее распространенный процесс в лепном производстве.

Арки

Арки своими формами наиболее ярко выражают различные архитектурные стили. Циркулярная арка римской эпохи актуальна до настоящего времени и известна как представитель мавританского стиля. Стрельчатая арка является формой готического стиля. Коробовая арка встречается в стилях ренессанса, барокко, рококо.

Существенная роль в украшении жилища отводится орнаментике. Ведь даже самые первые постройки, известные нам по раскопкам, имели украшения (хотя и довольно примитивные). А самыми первыми элементами орнаментики были точка, штрих, зигзагообразная или волнистая линии, круги и абстрактные формы.

Отдельные виды украшений представляют собой стилизованные (упрощенные) изображения или символы предметов. Постепенно такие изображения становятся все более абстрактными, сохраняя лишь самые характерные очертания реальных предметов, фактически превращаясь в символы. Это и есть путь возникновения такого явления, как орнаментика. В лепных изделиях предпочитают геометрический орнамент (романский стиль в архитектуре). Стилю барокко соответствует орнамент из раковин. Раковина является и причиной возникновения самого названия «барокко». Лиственный орнамент представляет уже готический стиль. Восточная орнаментика предполагает орнамент в виде стилизованных цветков лотоса или стилизованной шишки. Эпохе ренессанса присущ орнамент типа «ушная раковина».

Карнизы

Карнизы представляют собой горизонтальный выступ, завершающий стену здания. Карнизы — деталь очень распространенная в лепных изделиях. Карнизы могут иметь самые разнообразные профили, относящиеся к той или иной стилевой эпохе. К примеру, египетский карниз состоит только из плиты потолка и из вогнутого соединительного элемента. А романский стиль являет собой сложные и массивные карнизы и профили. Готические карнизы трудно спутать с другими в силу их подчеркнутой профилированности, косых срезов, что дает яркую игру теней и света. А карнизы барокко вообще не соблюдают никаких классических пропорций. Английский классицизм широко использовал орнаментику из листьев.

Акант — южное травянистое растение с большими зубчатыми листьями, собранными в виде розеток, стало своего рода символом античной орнаментики. Начиная со средневековья этот элемент орнамента начинает видоизменяться в соответствии со стилевыми направлениями (рис. 4).

Акант
Рис. 4. Акант

Арабеска — насыщенный и сложный орнамент, основанный на переплетении геометрических и стилизованных растительных форм. Он получил широкое развитие в пластических изделиях мастеров арабских стран (рис. 5).

Арабеска
Рис.5. Арабеска

Гротеск — орнамент, включающий в себя причудливые фантастические изображения зверей и фигурки людей. Был распространен в античном искусстве. А начиная с ренессанса постоянно встречается во всех стилях в различных вариантах (рис. 6). Этот орнамент включает в себя изображения грифонов. Кроме перечисленных решений мастера лепки разных временных эпох применяли целый ряд нестандартных видов украшений, многие из которых сохранились и до настоящего времени.

Гротеск
Рис.6. Гротеск

Архитектурные ордера (рис. 7). Представление о лепном искусстве в архитектуре будет не полным без знания основ построения архитектурных ордеров. Прежде всего о составляющих архитектурного ордера. Это: а) колонна, являющаяся главной составляющей частью ордера; б) антаблемент, расположенный над колонной; в) пьедестал, на котором колонна и стоит. Ордера, в свою очередь, подразделяются на полные и неполные. Полный ордер содержит все три части (колонна, антаблемент, пьедестал). Неполный ордер (рис. 7, Б) означает отсутствие пьедестала. В дальнейшем мы будем рассматривать только неполный ордер по той причине, что пьедестал сам по себе является чисто архитектурной деталью и не содержит лепных украшений. В строительстве наиболее часто применяются римские ордера, поэтому остановимся на них более подробно. Ордера дорические и ионические существенно отличаются от римских и в современной архитектуре не нашли широкого применения.

Архитектурные ордера
Рис.7. Архитектурные ордера:
А — полный; Б — неполный; В — капитель и антаблемент; 1 — пьедестал; 2 — колонна; 3 — антаблемент; 4 — карниз; 5 — волюта; 6 — абака; 7 — капитель; 8 — архитрав; 9 — фриз

Прежде всего о высоте неполного ордера. Условно разделим общую высоту ордера, включающую в себя колонну и антаблемент, на пять частей. Соотношение должно быть следующим: одна пятая часть — это высота антаблемента, а четыре пятых — высота колонны. Колонна, в свою очередь, делится на три части: самая нижняя — база, опорная подушка колонны. Из базы начинается фуст — ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Это утончение именуется энтазисом. Самая верхняя деталь колонны — капитель, который воспринимает на себя нагрузку антаблемента. Так же на три части делится и антаблемент (рис. 7, В). Верхняя часть антаблемента — карниз, средняя — фриз, нижняя — архитрав. Карниз может быть гладким с декоративными выступами (зубцами) или с рельефными модульонами. Фриз представляет собой широкую полосу с лепным декором. Архитрав может представлять собой просто горизонтальную полосу. В общем и целом колонна представляет собой круглый столб, имеющий, как правило, небольшое утончение кверху. Утончение колонны начинается, как правило, с нижней трети, до которой колонна не имеет утончения.

Греко-дорические колонны являются исключением из этого правила — там утончение колонны начинается с самого низа.

Самостоятельная единица меры каждого ордера — модуль, который равен нижнему радиусу колонны. Высота любого ордера находится в прямой зависимости от его модуля. Например, высота тосканской колонны будет равняться 14 модулям, высота дорической колонны — 16 модулям, ионической — 18 модулям, а коринфская колонна имеет 20 модулей. Колонны дорического, ионического, коринфского ордеров могут быть украшены каннелюрами (рис. 8). На окружности дорической колонны размещаются 20 каннелюр, а на ионической и коринфской — 24 каннелюры. Базы всех ордеров имеют одинаковую высоту, и равна она одному модулю.

Колонна с каннелюрами
Рис.8. Колонна с каннелюрами: 1 — каннелюры

Капители

Капители, в противоположность базам, высоту имеют разную и конфигурация их тоже различная. К примеру, высота капители у тосканских и дорических колонн равна одному модулю, а ионическая капитель имеет высоту, равную двум третям модуля.

Астрагалы

Астрагал над капителью и полочка над базой являются неотъемлемой частью колонны. Но в целях упрощения штукатурных работ и экономии времени астрагал формируется сразу вместе с капителью, а полочка вместе с базой (они ставятся на места одновременно лепным способом).

Лепка является составной частью декоративного искусства вообще. Лепка может включать в себя мозаичные работы, роспись, резьбу по дереву и по камню, чеканку, другие декоративные работы. Значительное место в этих работах отводится облицовке поверхностей природным камнем и керамикой. Поэтому одной из многочисленных задач архитектуры является сочетание и увязка между собой отдельных видов декоративной отделки. Особенно тесно переплетается лепное искусство с облицовкой поверхностей керамическими изделиями. Керамика является как бы составной частью лепки. Тут используются пластические свойства глины, которые делают возможным изделия самых разнообразных и причудливых форм. Сочетание этих свойств с термической обработкой и долговечными глазурованными покрытиями делают возможным создание прочного и богатого архитектурного декора.

Неотъемлемой частью лепки является выполнение декоративных штукатурок. Особенно ярко это выражено в штукатурке сграффито, которая стоит на границе штукатурных и лепных работ. И иногда затруднительно определить, к какому виду работ относится конкретная штукатурная работа.

Работа по гипсу отличается от резьбы по дереву только некоторыми особенностями, которые происходят от свойства и фактуры материала. По сути дела все виды декоративно-прикладного искусства объединяет одна задача — воплощение в жизнь идеи зодчего. Для этого используются все факторы света и пространства, которые превращаются в средства создания объемных форм и других эффектов.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект I-189-1P